Рабочая программа по логопедии для детей дошкольного возраста с УО

2

Содержание рабочей программы

1. Целевой раздел............................................................................................................................... 4
1.1. Пояснительная записка........................................................................................................... 4
1.2.

Цели и задачи образовательной деятельности ................................................................. 4

по реализации рабочей программы .............................................................................................. 4
1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы ...................................................... 5

1.4. Характеристика нарушений речевого развития детей ........................................................ 5
с умственной отсталостью ........................................................................................................... 5
1.5. Планируемые результаты реализации программы .............................................................. 7
2. Содержательный раздел ................................................................................................................ 9
2.1. Организация образовательного процесса ............................................................................. 9
2.2. Направления и программное содержание логопедической работы с .............................. 11
детьми с умственной отсталостью ............................................................................................. 11
2.3. Календарно - тематический план коррекционно - развивающей работы........................ 13
2.4. Перспективно-тематическое планирование коррекционно - развивающей работы ...... 14
2.5. Организация логопедического мониторинга ..................................................................... 16
3.Организационный раздел ............................................................................................................. 18
3.1. Материально-техническое обеспечение ............................................................................. 18
3.2.Программно-методическое обеспечение ............................................................................. 19
3.3 Литература .............................................................................................................................. 20
3.4. Приложение ........................................................................................................................... 21

3

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений
развития ребенка с умственно отсталостью. Нарушение речи умственно отсталых детей
имеет стойкий системный характер и распространяется на все функции речи:
коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие
ребенка, эффективность его обучения и воспитания. Своевременное и целенаправленное
устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию
мыслительной деятельности, усвоению изучаемого программного материала, их социальной
адаптации. Нарушение речи детей с умственно отсталостью носит системный характер,
поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.
В связи с тем, что у таких детей ведущим нарушением является недоразвитие
познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен
на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей происходит в
повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, во всех видах детской
деятельности, а также на специальных занятиях по развитию речи с учителем - логопедом.
На таких занятиях систематизируется и обобщается речевой материал, в том: числе
приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется
импрессивный и экспрессивный словарь, ведется работа над формированием
грамматического строя речи, формируются элементарные представления о языковом и
звукобуквенном анализе, активизируется и развивается связная речь. Кроме того, решаются
специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная;
осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для проведения коррекционноразвивающей работы с детьми в возрасте от 2 до 7 лет с умственной отсталостью.
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе следующих
образовательных программ:
1) Адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с
умственной отсталостью.
1.2.

Цели и задачи образовательной деятельности
по реализации рабочей программы

Цель: Коррекция речевого развития детей для реализации потенциала в обучении и
воспитании, успешной социально-личностной адаптации и самореализации ребенка в
обществе.
Задачи:
1. Создание условий для развития общих речевых навыков.
2. Создание условий для расширения понимания речи.
3. Создание условий для формирования смысловой стороны слов.
4. Создание условий для совершенствования звуковой стороны речи - произношения,
восприятия.
5. Создание условий для формирования, уточнения и обогащения словаря.
6. Создание условий для овладения лексико-грамматическими средствами языка.
4

7. Создание условий для формирования слоговой структуры слов.
8. Создание условий для формирования связных высказываний, диалогической речи,

составления рассказов-описаний и рассказов по образцу.

5

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой учреждения;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми (игра).
1.4. Характеристика нарушений речевого развития детей
с умственной отсталостью
У всех детей дошкольного возраста, находящихся в доме-интернате, наблюдается
умственная отсталость различной степени. Для многих детей характерно сочетание двух и
более нарушений развития, в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного
развития ребенка: ДЦП, синдром Дауна, аутизм и др.
Дети с множественной психомоторной патологией развития имеют сложную
структуру
психического недоразвития, осложненную соматоневрологическими
заболеваниями; тяжесть физиологических нарушений определяется выраженностью
основного вида интеллектуального недоразвития. Сочетанные нарушения при
множественной психомоторной патологии у детей проявляются неравномерно и
характеризуются выраженным недоразвитием всех компонентов психической
деятельности, сопровождаются нарушением процессов восприятия, памяти, внимания
неадекватными проявлениями поведенческих реакций, эмоциональной лабильностью,
отсутствием коммуникативных навыков и адаптивных способностей. Потенциальный
уровень умственного развития определяется способностью ребенка в сотрудничестве с
взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более
высокую ступень умственного развития.
Нарушения речи у детей с умственно отсталостью представляют собой нарушение
речевой деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной
отсталостью является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения речи у этих
5

детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов,
воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы.
Однако ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у детей с
умственно отсталостью является недоразвитие семантического компонента речи.
Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и
снижении потребности в речевом общении; нарушенных операциях программирования
речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных
операциях реализации речевой программы и контроля за речью.
У таких детей:
1. не сформировано фонематическое восприятие,
2. не развит артикуляционный аппарат,
3. отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения,
4. ограниченный словарный запас;
5. фразовая речь часто представлена однословными и двусловными предложениями,
состоящими из аморфных слов-корней.
6. в речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых
формах словоизменения;
7. нарушено словообразование;
8. характерна слабая сформированность связной речи или ее отсутствие.
Характерные особенности просодической стороны речи детей с умственной
отсталостью выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена
эмоций. В речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект.
Нарушения речи носят очень стойкий характер.
Характеристика речи детей в зависимости от степени интеллекта:
При легкой умственной отсталости.
Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения.
Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности впостроении
фразы. Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию.
При умеренной умственной отсталости.
Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный,
так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам
коммуникации.
При тяжелой и глубокой умственной отсталости.
Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера. Необходимо
побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.
Среди детей с умственно отсталостью есть дети с различным уровнем развития речи:
• совсем не владеющие активной речью;
• владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;
• владеющие формально хорошо развитой речью на «бытовом уровне».
Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических
факторов. Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у
детей с умственно отсталостью: несформированность познавательных процессов,
направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического
слуха; недоразвитие общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей,
парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения
правильным произношением звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции:
губ, твердого и мягкого неба, челюстей.
Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи.
Выполняют какие-либо действия, контактируют друг с другом, играют дошкольники, как
правило, молча. Они не сопровождают свои действия речью и лишь иногда произносят
отдельные слова фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами,
6

мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях,
положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях.
Таким образом, у детей с умственно отсталостью наблюдается недоразвитие речевой
системы в целом. Так как при нарушении речевого развития нарушен ход развития речи,
проявляющийся в недоразвитии онтогенеза, отставания в темпе. Нарушение речи качественно низкий уровень сформированности в сравнении с нормой той или иной
речевой функции или речевой системы в целом.
1.5. Планируемые результаты реализации программы

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

В итоге коррекционно-развивающей работы дети должны:
2-4 года
Понимать и выполнять инструкции: «Покажи игрушку», «Покажи картинку: чем
мы режем хлеб? Чем ты ешь суп?» и т.д.
Показывать на картинках и называть времена года: зима, лето. Отвечать на
вопросы: «Какое сейчас время года?»
Выполняет действия по простым речевым инструкциям, отвечает на простые
вопросы о себе.
Высказывать свои потребности в активной аграмматичной речи.
Строить фразу, состоящую из двух-трех аморфных слов.
Дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон,
барабан, дудочка).
Понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги:
на, в, за, под.
Показывать и называть предметы по всем изучаемым лексическим темам.
Показывать и называть предметы единственного и множественного числа.
Воспроизводить слоговую структуру слов, состоящих из прямых открытых слогов;
двухсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов.
5-7 лет

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Высказывать свои потребности в активной фразовой речи.
Пользоваться в повседневном общении фразами из трех-четырех слов.
Понимать и использовать в активной речи предлоги: к, от, над, перед, между.
Использовать в речи имена существительные во множественном числе, в
именительном и родительном падежах.
Согласовывать слова в косвенных падежах.
Составлять предложения по демонстрируемым действиям.
Понимать прочитанный текст и отвечать на простые поставленные вопросы.
Дифференцировать звучание пяти музыкальных инструментов.
Знать и определять гласный первый звук [а, у, и, о, ы] в слогах и словах, в начале и
в конце слова.
Воспроизводить последовательность из двух неречевых звуков.
Показывать на картинках и называть времена года: зима, лето, весна, осень.
Отвечать на вопросы: «Какое сейчас время года? Какое время суток?
Выделять отдельные предметы и их группы по всем изучаемым лексическим
темам. Знать обобщающие слова.
Понимать и употреблять в речи приставочные глаголы.
Употреблять в речи названия предметов с использованием уменьшительноласкательных суффиксов.
7

•

Пересказывать небольшой текст с опорой на предметы и картинки.

8

2. Содержательный раздел
2.1. Организация образовательного процесса
Учебный год для детей с умственной отсталостью начинается первого сентября,
длится девять месяцев (по 30 июня) и условно делится на три периода:
Сентябрь - адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и
заполнение индивидуальных карт развития ребенка, наблюдение за детьми в различных
ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении со взрослыми
и сверстниками), индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы на
первое полугодие.
• Октябрь, ноябрь, декабрь, январь - 1 этап коррекционно-развивающей работы.
• Февраль, март, апрель, май - 2 этап коррекционно-развивающей работы (в мае
подводится контрольное диагностическое обследование детей.
• Июнь - совместная деятельность с детьми по закреплению сформированных
речевых навыков (игры и игровые упражнения).
Логопедическая работа с детьми проводится фронтально, индивидуально или
подгруппами. В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта,
психологических, интеллектуальных и характерологических особенностей детей,
количество их в подгруппах варьируется от 2 до 5.
Планирование работы с детьми всех уровней развития осуществляется по
индивидуальному коррекционно-развивающему плану, при составлении которого
учитываются психические и физические возможности каждого ребенка.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях».
Содержание
коррекционно-развивающей
работы
через
непосредственно
образовательную деятельность распределено в течение учебного года с учётом
возрастных особенностей детей:
Возраст

Непосредственно
образовательная
деятельность

Длительность
образовательной
ситуации

Количество часов
в год

2-4 года

Речевое развитие

10 минут

34

Речевое развитие

20 минут

5-7 лет

34

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
обязательно проводится физкультминутка или динамическая пауза - каждые 7 минут по 23 минуты. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не
9

менее 10 минут. Общее количество НОД в неделю -1. Количество в год - 34, с учетом дней
психоэмоциональной разгрузки.
НОД проводится учителем-логопедом в соответствии с расписанием и режимом дня
дома-интерната. С целью комплексного подхода к психолого- педагогическому
сопровождению детей с умственной отсталостью проводятся подгрупповые (бинарные) и
фронтальные занятия со следующими специалистами:
• социальный педагог
• учитель-дефектолог
• педагог-психолог
• музыкальный руководитель.
Образовательная деятельность учителя-логопеда организована в соответствии с
задачами образовательной области «Развитие речи», которая интегрируется со всеми
образовательными областями и реализуется в различных видах детской деятельности.
Планирование непосредственно образовательной деятельности детей
по развитию речи

День недели

Понедельник

Форма

Индивидуальные
занятия

НОД

Интеграция ОО

Развитие
артикуляционной,
мелкой моторики и
звукопроизношения

Познавательное
развитие.
Физическое
развитие.
Социальнокоммуникативное
развитие.
Художественно эстетическое.

Вторник

Подгрупповые
занятия
(бинарные)

Формирование
лексикограмматического
строя речи

Среда

Фронтальные
занятия

Развитие речи (с
элементами
логоритмики)

10

Познавательное
развитие.
Художественноэстетическое.
Физическое
развитие.
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие.
Художественно эстетическое.
Физическое
развитие.
Социальнокоммуникативное
развитие.

Четверг

Индивидуальные
занятия

Развитие фонетикофонематической
стороны речи.

Пятница

Подгрупповые
занятия

Формирование
связной речи.

Познавательное
развитие.
Художественно эстетическое.
Физическое
развитие.
Речевое развитие.
Социальнокоммуникативное
развитие.
Познавательное
развитие.
Художественно эстетическое.
Физическое
развитие.
Социальнокоммуникативное
развитие.

2.2. Направления и программное содержание логопедической работы с
детьми с умственной отсталостью
Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми
предпосылками для его развития являются: коммуникативная направленность общения,
интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый
фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких
ведущих анализаторов, готовность органов артикуляционного аппарата, развитие
основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных
задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого
дошкольника.
Дети с умственной отсталостью имеют системное нарушение речи различной
степени:
1) Безречевыедети. В общении ребенок пользуется отдельными звукоподражаниями и
интонированными криками;
2) Дети, имеющие определенный словарный запас. В общении ребенок пользуется
отдельными словами и усеченной или однословной фразой;
3) Дети, имеющие фразовую речь. В общении ребенок пользуется фразой, в
большинстве случаев двусоставной, с фонетическими и грамматическими искажениями.
Из этого следует, что коррекционно-развивающая работа определяется
образовательным маршрутом, учитывающим уровень речевого развития, возрастными и
индивидуально - типологическими особенностями развития детей.

11

Содержание логопедической работы
Степени
речевых
нарушений

Направления работы

Безречевые
дети

Основное значение придается стимулированию речевой
активности. Логопед должен сформировать мотивационный компонент
речевой деятельности, развивать когнитивные предпосылки речевой
деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Осуществлять
формирование вербализованных представлений об окружающем мире,
дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных
обобщений в сфере предметного мира является одной из важных задач.
Детей необходимо научить понимать название предметов,
действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной
жизни. Дети должны научиться выполнять словесные инструкции,
выраженные
различными
по
сложности
синтаксическими
конструкциями.
Формирование импрессивной речи направлено на пополнение
речевого запаса, на дифференциацию понятий лексических значений
слов и грамматических форм. Необходимо развивать у детей
сенсомоторные
функции,
формировать
механизмы
речевой
деятельности, стимулировать звукоподрожания и общения с помощью
аморфных слов корней, формировать первые формы слов.

Дети,
имеющие
определенн
ый
словарный
запас

Коррекционно-развивающая работа, направлена на актуализацию
и систематизацию речевого материала, которым дети владеют.
Необходимо совершенствовать сенсомоторные функции, формирование
механизмов речевой деятельности. С этими детьми тоже проводится
работа по развитию понимания речи, накоплению и уточнению понятий,
дифференциации значения слов. Вместе с тем нужно закреплять умения
детей правильно и отчетливо называть предметы, действия, признаки,
качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы,
самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания.
В ходе работы должны совершенствоваться импрессивный и
экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и
слоговая структура слов, фонематическое восприятие, навыки
словообразования и словоизменения.

Дети,
владеющие
фразовой
речью

В процессе работы над активной речью большое внимание
уделяется формированию умения пользоваться в самостоятельной речи
простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть
навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками
пересказа, диалогической речи. Вместе с тем продолжать закреплять
умения детей называть предметы, действия, признаки, качества и
состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно
модулировать собственные речевые высказывания.
Одним из основных направлений логопедической работы с детьми
с умственной отсталостью является развитие коммуникативной
функции речи в процессе расширения возможностей участие детей в
диалоге, формирование монологической речи.

12

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с умственной
отсталостью планируется с учётом результатов логопедического обследования.
Подгрупповые занятия проводятся по:
• развитие понимания речи;
• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических' средств
языка;
• развитие произносительной стороны;
• развитие самостоятельной фразовой речи.
Фронтальные занятия проводятся 1 раз в неделю с элементами логоритмики в
соответствии с расписанием и режимом дня.
Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводятся не менее двух раз в
неделю. Индивидуальная работа планируется с учетом установленного нарушения речи, а
также общего развития конкретного ребенка. На индивидуальных занятиях проводится
работа по:
1) активизации
и
выработке
дифференцированных
движений
органов
артикуляционного аппарата;
2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному
этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
2.3. Календарно - тематический план коррекционно - развивающей работы
Программное содержание НОД по 00 «Развитие речи» составлено в соответствии с
тематическим планированием.
Месяц

Неделя

Тема занятий по формированию лексико
- грамматических представлений и
развитию связной речи

Тема по формированию
звуковой стороны речи

Возраст детей: 2-4 лет. Возраст детей: 5-7 лет.
Сентябрь

Диагностика
Осень.
Знакомство с понятием
звук, гласные звуки.

1-2
3-4

Игрушки

Октябрь

1-2
3-4

Во саду ли, во огороде Урожай
Мебель

Звук
А.
Определение
места звука в начале слога

Ноябрь

1-2

Одежда

Одежда и обувь

Звук
У.
Определение
места звука в начале слога,
слова

Зима
Новый год

Птицы
и
детеныши

3-4
Декабрь

1-2
3-4

Зима

3-4

Транспорт
Профессии

13

их Анализ А-У. Определение
места звука в начале
слога,слова
Звук
О.
Определение
места звука в конце слога.

Февраль

1-2
3-4

Дикие
Хакасии

животные Посуда
продукты
питания.

Март

1-2
3-4

Моя семья

Весна. Мой город Звук Ы. Определение
места звука в конце слога,
слова

Апрель

1-2 3-4

Транспорт

Домашние и дикие Анализ
А-У-И.
животные Хакасии Определение места звука в
их детеныши
начале, в конце слога,
слова

Май

1-2

Лето

Лето
Насекомые

3-4

Звук
И.
Определение
места звука в конце слога,
слова.

Повторение
изученных
гласных звуков.

Диагностика

2.4. Перспективно-тематическое планирование коррекционно - развивающей работы
Содержание работы

Сроки

Обследование речи детей и разработка индивидуальных программ Первые две недели
развития ребенка.
сентября
Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:
1)Звукоподражания («Кто как кричит?»), лепетные слова

В течение года
Сентябрьоктябрь.

2)Предметный словарь по лексическим темам
2-4 года
5-7 лет
«Игрушки»
«Осень» «Урожай» «Мебель»
«Во саду ли, в огороде»
«Одежда» «Обувь»
«Одежда»
«Птицы и их детеныши»
«Зима» «Новый Год» «Домашние «Зима»
животные»
«Транспорт. Профессии»
«Домашние животные» «Дикие
животные Хакасии» «Моя семья»
«Транспорт»
«Лето»

«Транспорт. Профессии»
«Посуда»
«Продукты питания» «Мой
город» «Весна»
«Домашние животные и их
детеныши»
«Дикие животные и их
14

Сентябрь Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь

Январь Февраль Март
Апрель
Май

детеныши» «Лето.
Насекомые»

3) Слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, В течение года

В течение года в
желтый, синий, зеленый и др.)
с
4) Глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, соответствии
кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, изучаемыми темами
стоит, ест, строит и др.);
«Кто что делает? Рыба плавает. Лошадь скачет. Мальчик спи».
Формировать звуковую сторону речи, элементарные представления о Сентябрь
звуковом анализе (6 -7 лет)
Октябрь
Ноябрь
Знакомство с понятием звук, гласные звуки. Звук А. Определение
места звука в начале слога. Звук У. Определение места звука в
начале слога, слова. Анализ А-У. Определение места звука в начале
слога, слова
Звук О. Определение места звука в конце слога. Звук И.
Определение места звука в конце слога, слова. Звук Ы. Определение
места звука в конце слога, слова Анализ А-У-И. Определение места
звука в начале, в конце слога, слова
Повторение изученных гласных звуков.

Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, В течение года
речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие
фонематического восприятия, общей моторики и мелкой моторики
пальцев рук
Работа по формированию понимания речи: «Покажи игрушку» В течение года
(выбор игрушки и выполнение действий в соответствии с
инструкцией),
«Покажи картинку: чем мы режем хлеб? Чем ты ешь суп?» хлеб? чем
ты ешь суп?»
Формирование правильного звукопроизношения в индивидуальной и В течение года, 2 раза
подгрупповой работе
в неделю.
Работа по формированию смысловой стороны слов:
В течение года
1)
«Что значит слово (посуда, пылесос, холодильник и др.)
2)
Формирование умения применять слово в смысловом
контексте «Закончи предложение: Помогай дома (маме)»
5) Словарь наречий: «Делает как?» Конь бежит (как?)... (быстро), В течение года
Собака лает (как?)"...(громко).
15

Формирование
лексико-грамматических
средств
языка:
1 В течение года
Единственное и множественное число существительных: «Покажи и
назови (Где кукла?Где куклы?)»
2)
«Назови ласково» (брат - братик-братец, мама- мамочкамамуля, зайка-заинька-зайчишка)
3)
Винительный, дательный, родительный и творительный
падежи существительных
4 )Приставочные глаголы: Бежать, подбежать, выбежать; шел,
вошел, пришел, ушел.
5) «Кто что делает?» (одушевленные и неодушевленные предметы)
Собака - лает, кусает, охраняет, сторожит, служит...
Самолет - летит, гудит, взлетает, приземляется...
6)
Предлоги: В, на, под, за, к, от, над, перед, между, из.
7)
Слова-антонимы
/ синонимы.
8)
Согласование числительных с существительными
Работа над слоговой структурой слов:
В течение года
Двусложные слова, состоящие из прямых открытых
слогов (пила, рыба);
Трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги,
молоко);
Односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч,лук);
Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов
(батон, каток);
Двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов
(ложка, мишка, кошка).
В зависимости от речевых нарушений - индивидуально Развитие В течение года
навыков связной речи:
1.
Работа над предложением составление предложений по
демонстрируемым действиям.
2.
Составление рассказа по данному образцу.
3.
Составление рассказа описания по опорным вопросам и
картинке; по предмету и игрушке.
4.
Пересказ
небольшого текста с опорой на предметы и
предметные картинки
5.
Рассматривание
серии сюжетных картин, установление
их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов
логопеда.
Развитие интонационной выразительности речи в песенках, В течение года
потешках, играх, инсценировках, в самостоятельной речи
Подготовка к обучению грамоте

В течение года

Обследование речи детей

Последние
недели мая

2.5. Организация логопедического мониторинга
16

две

При реализации образовательной программы проводится логопедическая диагностика
(мониторинг).
Цель логопедической диагностики (мониторинга): изучение динамики достижений
детей по речевому развитию.
Периодичность мониторинга речевого развития - с 1 сентября по 31 сентября и с 15 мая
по 31 мая.
Образовательный маршрут ребенка-дошкольника при поступлении в дом- интернат
определяется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Затем осуществляется
индивидуальное обследование с целью определения уровня речевого развития ребенка и
составление индивидуального коррекционного маршрута.
Итоговое обследование по методике Баряевой Л. Б. определяется по 4 уровням:

Низкий

Ребёнок не
справляется с
заданиями. Помощь
взрослого не
эффективна
(мало эффективна)

Низкий с динамикой

Средний

Ребёнок справляется с
заданиями
Ребёнок справляется с
частично,необходима
заданиями,
организующая и
используяпомощь
направляющая
взрослого
помощь
взрослого.

Средний с динамикой
Ребенок
самостоятельно
справляется с
заданиями,
принеобходимости
использует
помощь
взрослого.

Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по 00 «Развитие речи»:
1 балл - ребёнок не может выполнить все предложенные задания, не способен
воспользоваться помощью взрослого или не принимает её;
2 балла - ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания,
навыки неустойчивые, представления поверхностные, знания отрывочные;
3 балла - ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью
взрослого, навыки, умения требуют закрепления;
4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
предложенные задания; допускает небольшое количество ошибок, навыки, умения требуют
закрепления;
5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно, навыки,
умения, представления соответствуют программным требованиям или превышают их.
В результате мониторинговых исследований при зачислении ребенка в группу к учителю
- логопеду на каждого ребенка заполняются речевая карта и итоговая таблица
«Логопедического обследования».

17

3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
• Дудочка, губная гармошка, бубен, барабан, колокольчик. Зеркала (в логопедической
парте и индивидуальные). Игрушки, наборы объёмных и геометрических тел основных
цветов. Монтессори - материалы.
• Предметные, сюжетные картинки и образные игрушки по различным лексическим
темам.
• Снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри,
флюгер, бумажные кораблики, стакан с водой и трубочка.
• Дидактические игрушки зрительно –пространственногогнозопраксиса: кубики,
мозаика, пирамидки, пазлы, матрёшки, настольный конструктор, внутренние и внешние
трафареты, куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний,
кукольный театр.
• Дидактические ящики с фигурками - вкладышами (сортеры). Игровые приспособления
для шнуровки.
• Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный,
игровой опыт детей. Ленточки разных цветов и размеров.
• Литературный материал: тексты чистоговорок, стихотворных диалогов.
• Магнитофон, аудиокассеты и компакт - диски с записями различных мелодий и
детских песен.
• Компьютер с подборкой презентаций на различные лексические темы. Природный
материал (фасоль, вода, шишки, плоды), строительные наборы и конструкторы, счетные
палочки.
• Приспособления для массажа рук: су-джок, мячи для массажа кистей рук,
кольца,коврик.
• Натуральны предметы: карандаши, коробочки, баночки для раскладывания мелких
игрушек, шарики, баночки.
Примерный перечень игр и игровых упражнений
• Настольно - печатные: «Домино», «Найди такую же картинку», «Найди лишнее»,
«Парные картинки», «Чудесный мешочек», «Цветные кубики» и др.
• Для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти,
зрительно — пространственных представлений:«Где звучит колокольчик», «Домино»
(различные варианты по форме, цвету, величине), «Закрой окошко», «Логопедическое лото»,
«Мозаика», «Найди погремушку», «Подбери пару», «Почини коврик», «Тихо - громко»,
«Угадай, кто в домике живёт?», «Угадай, кто позвал», «Цвет и форма», «Чего не стало?»,
«Что делает кукла?», «Что за чем звучало?», «Чудесный мешочек», «Кто внимательный?»,
«Найди и назови», «О чём говорит улица?», «Прятки с игрушками», «Телефон», «Чего не
стало?», «Что изменилось?», «Чей домик?» и др.
• На вызывание речевого подражания: «Волшебный сундучок», «Кормление куклы»,
«Кто как кричит?», «Кто пришёл в гости?», «У бабушки в деревне», «Репка», «Узнай
игрушку» и др. Для развития общей, ручной и артикуляторной моторики:
• «Весёлый язычок», «Кидаем мячики», «Обезьянки», «Самолёты» и игры - потешки
(«Сорока - ворона», «Этот пальчик - дедушка»), «Где мы были, мы не скажем, а что делали,
покажем», «Ладони на столе», «Ловкие пальцы», «Лошадки», «Пальчики здороваются» и др.,
специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических
групп).
• Конструктивные игры: «Забор из кубиков и кирпичиков», «Построим башню»,
«Спрячь матрёшку» и др.
18

• Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации: «Времена года», «Кому что дать», «Кто где живёт», «Назови
одним словом», «Неподходящая картинка», «Последовательные картинки», «Почини
коврик», «Составь картинки», «Сравни: чем отличаются?», «Сравни: чем похожи?» и др.
3.2.Программно-методическое обеспечение
Образовательная
область
Речевое
развитие

Основные

Используемые программы, методические

направления
развития детей
Овладение
речью как
средством
общения,
обогащение
активного
словаря.
Развитие
диалогической
и
монологической
речи,
лексикограмматических
средств
языка,
произносительной
стороны
речи.
Формирование
звуковой
аналитико синтетической
активности, как
предпосылки
Обучения грамоте

пособия
«Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание". Программа дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушением интеллекта (авт.
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)
«Диагностика-развитие-коррекция: программа
дошкольного образования детей с
интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л.Б.
Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д.
Соколова);
««Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у
детей» (авт. Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина)
«Сборник домашних заданий в помощь
логопедам и родителям» Агранович З.Е.
«Научите меня говорить правильно.
Комплексная программа подготовки ребенка к
школе» Крупенчук О.И.
«Автоматизация звуков у детей: комплект из 4-х
альбомов» Коноваленко ВВ., Коноваленко С.В.
«Логопедические игры и упражнения для детей»
Асташина И.В.
«Логопедическая гимнастика» Буденная Т.В.
«Логопедические домашние задания для детей
5-7 лет с ОНР: комплект из 4-х альбомов»
Теремкова Н.Э.
«Артикуляционная гимнастика» / Е.М. Косинова
«Логопедическая энциклопедия» Ткаченко Т.А.
«Приобщение детей к художественной литературе».
Программа и методические рекомендации. В. В.
Гербова

19

3.3 Литература

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для
преодоления недоразвития фонематической стороны речи у ст./д. - СПб.: Детство-Пресс,
2006.
2. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. - М.: РИПОЛ
Классик, 2010.
3. Артикуляционная гимнастика / Е.М. Косинова . - М.: ОЛИСС, 2007.
4. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: Детство
- пресс, 2005.
6. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с
нарушение речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно- методическое
пособие. - СПб.: Детство - пресс, 2005.
7. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с
детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-Пресс, 2007.
8. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Альбом 1,2,3 упражнений по обучению грамоте в
подготовительной к школе логогруппе. - М.: Гном, 2007.
9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:
методическое пособие. -М.: Айрис- Пресс, 2005.
10. Жукова О.С. Букварь . - М.: ЗАО ОЛМА Медиа групп, 2006.
11. Киселенко Т.Е. Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии. - Ростов н/Д.:
Феникс, 2005.
12. Колесникова Е.В. Развитие ЗКР у детей 3-4- лет. Сценарии практических занятий. М.: Гном-пресс, 1998.
13. Коноваленко ВВ., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: комплект из 4-х
альбомов. - М.: Гном, 2007.
14. Косинова Н.А. Уроки логопеда. Игровые тесты. - М.: ЭКСМО, 2005.
15. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно .'/Комплексная программа
подготовки ребенка к школе. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
16. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ
сфера, 2007.
17. Крылова Н.А. Логопедический букварь. - М.: АСТ-Г1ресс, 2008.
18. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения:
планирование и конспекты.-М.: ТЦ Сфера, 2006.

20

3.4. Приложение
Экспрессивный и импрессивный словарь
Темы

Имена
существительные

Глаголы

Имена
прилагательные

Игрушки

Кукла, машина, мяч,
пирамидка,
флажок,
кубик, лошадка, юла ,
совок,
лопата,
кораблик, матрешка,
игрушки

Дай, на, возьми,
мыть, играть,
катать, купать,
строить, собирать,
насыпать, спать,
кормить, качать,
прятать, убирать;

Большие, маленькие, Один
новые, старые,
много
красивые, красные и
т.д. чистые, грязные,
мягкие, любимые;

Фрукты

Яблоко, груша, банан, Дай, на, растет, ешь,
лимон,
апельсин, ем, срывать, брать,
слива, фрукты, сад;
резать,
мыть,
очищать, положить,
варить, есть;

Овощи

Огурец,
помидор,
репа,
морковь,
картофель,
овощи,
урожай, грядки,

Купить,
растет, Большой, маленький, Один
варить,
резать, желтая,
красный, много, два,
мыть,
чистить, круглый,
три и т.д.
складывать,

огород

есть, брать,
собирать,
убирать;

зеленый, оранжевый,
овальный, длинный,
сладкая,
горький,
мягкий,
твердый,
чистый,
грязный,
красивая, вкусный,
сочный;

Дождь, лужа -

Идет дождь,

Красный,

Один -

лужи, листочек -

идут дожди,

желтый, зеленый,

много,

листочки, листья,

падают,

коричневый,

два и

туча - тучи, зонт,

опадают,

холодный,

т.д.

плащ, солнце,

осыпаются,

хмурый,

Прохлад

ветер, трава,

исчезают,

дождливый,

но,

цветы, птицы;

светит, дует,

теплый, золотой,

пасмурно,

растет, желтеют,

сухие, красивые,

часто;

краснеют,

большие,

срывают, ставят

маленькие;

Осень

21

Счет.
Предлоги
Наречия
-

Желтое,
красное, Один
зеленое,
большое, много, два
маленькое, круглое, и Т.д.
сладкое,
кислое,
вкусное,
сочное,
овальное;

(в вазу);
Домашние

Коза, корова,

Мычит, мяукает,

Большой,

животные

лошадь, кошка,

лает, грызет,

поменьше,

и их

собака, свинья их

блеет, хрюкает,

маленький,

детеныши.

детеныши;

ржет, едят, спят,

побольше,

Части тела:

пьют, лакает,

ласковая, добрая,

голова, лапы,

бегают, дают

рогатая,

ноги, уши, глаза,

(молоко,

бодливая

хвост, когти, рога;

шерсть),

(корова),

Питание: трава,

сторожит,

сильная,

сено, рыба, мясо,

охранять,

красивая

хлеб;

бодается,
(лошадь),
ухаживать, кормить, грязная;
мыть, жевать;

Дикие

Волк, заяц,

Живут, воет,

Большой,

животные

медведь, лиса, еж,

рычит, пищит,

поменьше,

Хакасии и

белка, их

лазает, сидит,

маленький,

их

детеныши;

бегает, прыгает,

серый, хитрая,

детеныши.

Части тела:

спит, ест, ловит,

рыжая,

голова, глаза, уши,

собирает;

пушистая, злой,

нос, шея, хвост,

колючий,

лапы, когти,

голодный,

иголки, лес, звери;

лохматый,

питание: малина,

длинные,

орехи, грибы, мед,

короткий;

У, В

толстая,

В

кора;
Моя семья

Мама, папа,
бабушка, дедушка,
сын, дочь, внук,
внучка

Добрая, хорошая,
заботливая,
сильный,
молодой, старый,
послушный,
непослушный

Один много,
два, три
и т.д.
Слева,
справа,
сзади,
впереди;

Стол, стул, шкаф,

стирает, гладит,
готовит,
работает, моет,
чистит, читает,
смотрит,
заботится,
дарить, любить,
помогать,
поздравлять;
Сидеть, спать,

Мебель

Большой,

Один,

кровать, кресло,
диван, полка,

лежать,
хранить, вешать,

маленький,
круглый,

два, три
и т.д.

22

тумбочка,
табуретка, мебель.

передвигать,
отодвигать,
поднимать, беречь;

квадратный,
НА
высокий,
низкий,
твердый,
мягкий,
красивая,
новая,
старая, чистая;

Посуда,

Чашка, чайник,

Буду есть, пить,

Стеклянный,

У,

продукты
питания

кастрюля,
сковорода,
тарелка, нож,
вилка, ложка,
половник; части
посуды: носик,

резать, варить,
печь, делать,
мыть, вытирать,
убрать, взять,
ставить,
разбить,

металлический,
острый, чистая,
грязная, красный,
желтый, синий,
зеленый,
большой,

Один много

ручка, крышка,
донышко, зубья,
посуда, салат, суп,
макароны, сыр,
масло, пирог,
продукты.

принести,
поставить,
держать, беречь,
бьется, уронить,
сушить,
кипятить, жарить;

маленький,
чайная, мелкая,
глубокая;

Снег, мороз,

Идет, падает,

Холодная, голые,

Один-

снежки, снежинки,
снегопад, лед,
одежда, деревья,
улица, зима.

наступила,
кружится,
покрывает,
замерзает,
превращается,

теплая, белый,
круглый,
маленький,
пушистый, скользкий,

много,
два и
Т.д. У,
В, ИЗ

лежит, стоят,

твердый,

лепить, бросать.

рыхлый;
Зеленая,
пушистая,
высокая,
душистая,
колючая,
блестящие,
стеклянные,
бумажные,
разноцветные,
новогодние,
веселый,
красивый,
елочные;
Домашние,

НА, У
Весело,
высоко,
низко;

перелетные,
зимующие,
большой,
поменьше,
маленький,

два, три.
НА, С

Зима

Новый год

Елка, Дед Мороз,
Снегурочка,
подарки,
праздник,
игрушки, шары,
бусы, флажки,
мишура, хоровод

Птицы

Снегирь, синица,

Наступил,
пришли, принес,
подарил,
повесить,
наряжать,
вешать,
украшать,
развешивать,
снимать, дарить,
получать,
встречать, петь,
плясать, читать,
водить;
Летать, вить,

воробей, ворона,
голубь, курица,
петух, утка, гусь,
индюк и их
детеныши.

клевать,
чирикать,
каркать, пищат,
ловить, воркует,
сидеть, слетать,
23

Один,

Одежда

Профессии

Части тела:
голова, туловище,
глаза, клюв,
крылья, лапы,
перья, хвост,
когти; ветки,
дерево, крошки;
гнездо, яйца,
птенцы;
Рубашка, платье,

ходят, пьют,
едят, сидят,
поют, выводить,
кукарекает,
крякает, гогочет.

побольше,
красивые,
разноцветные,
крупные, мелкие,
голодные,
осторожные;

Надеть, снять,

Желтая, красная,

шорты, юбка,
кофта и её детали,
футболка, брюки,
колготки, майка,
трусы, куртка,

купить,
наряжать,
стирать,
гладить,
полоскать,

синяя, зеленая,
красивая,
нарядная,
аккуратный,
удобная, теплая,

шуба, плащ,
сушить,
убирать, мягкая,
пальто, одежда,
пришивать, вешать, новая,
магазин
(мальчик завязать,
чистая,
девочка)
заправить,
старая праздничная;
расстегнуть,
развязать,
чистить,
Шофер: машина,
Водит, сигналит,
Грузовая,
автобус, руль,
перевозит,
легковая,
кабина, кузов;
разгружает,
пассажирский,
моряк: корабль,
едет, плавает,
смелый,
фуражка, якорь;
плывет, бросает,
сильный, ловкий,
летчик: самолет,
служит, летает,
умный, большой,
вертолет;
защищает,
маленький,
полицейский:
учит считать,
зеленый,
форма, фуражка,
рисовать,
красный
профессия
лепить;
Добрая,
Воспитатель:
занимается,
заботливая,
картинки,
воспитывает,
строгая,
игрушки, учитель:
учитель: учит
внимательный,
школа, книги,
читать, писать,
умелый;
тетради, ручка,
считать; врач:
парусная,
портфель,
лечит, продавец:
подводная,
врач: лекарство,
продает,
морской.
градусник, бинт,
парикмахер:
таблетки,
стрижет,
продавец:
магазин, причесывает готовит,
электричка,
вокзал.
товары, продукты,
парикмахер:
расческа,
ножницы, фен,
зеркало,
повар:
половник,
кастрюли и т.д.

24

У

НА, В
один,
два, три

Насекомые

Мой город
Насекомые

Обувь

Лето

Транспорт

Насекомые

Жук, бабочка, муравьи, Просыпаются,
муха, части тела: лапки, летают, кусают,
крылья, усики Банка, жужжат,
коробка
ползают,
растет, сняли,
залезают,
пускают,
вылезают,
пришла.
порхают,
Республика,
город, забираются,
Жить, строить,
столица, улица, адрес, вылетают
переезжать,
переулок,
площадь,
расширяться,
Жук, бабочка, муравьи,
Просыпаются,
театр,
фонтан,
сад,
убирать,
муха, части тела: лапки,
летают, кусают,
памятник,
газон,
соблюдать,
крылья, усики Банка, жужжат,
Вечный
отдыхать.
коробка огонь.
ползают,
залезают,
вылезают,
порхают,
Ботинки, туфли, сапоги, обувать,
забираются,
тапки,
валенки, разувать,
вылетают
сандалии,
калоши, снимать,
обувь
чистить, мыть,
надевать,
завязать,
зашнуровать,
расстегнуть,
развязать,
сушить, убирать,
Дождь, гроза, гром, Греть,
молния, роса, туман, припекать,
солнце, жара, песок, загорать,
река, цветы, ягоды, гремит, льет,
насекомые, лес, дача, идет, сверкает,
отдыхать,
купаться,
плавать,
собирать,
играть, кататься;
Машина,
автобус, Ехать, плыть,
трамвай, поезд, паровоз, летать,
самолет,
вертолет, сигналить,
лодка,
корабль, останавливаться,
грузовик,
шофер, стоять, чинить,
остановка,
аэропорт, ломаться,
рельсы,
шпалы, отчаливать,
велосипед,
ракета, тормозить,
электричка, вокзал.
взлетать.
Жук, бабочка, муравьи, Просыпаются,
муха, части тела: лапки, летают, кусают,
крылья, усики Банка, жужжат,
коробка
ползают,
залезают,
вылезают,
порхают,
забираются,
вылетают
25

Маленький, большой, НА, С, В,
длинный,
тонкий, ИЗ
красивый, полезные,
вредные,
мелкие,
крупные,
черные,
коричневые;
Городской,
широкий,
просторный,
Маленький, большой, НА, С, В,
узкий,
тихий, тонкий, ИЗ
длинный,
многоэтажный,
красивый, полезные,
шумный,
вредные,
мелкие,
зеленый,
крупные,
черные,
культурный,
коричневые;
жилой.
Чистый,
грязный,
аккуратный, красивая,
удобная,
теплая,
легкая, летняя, зимняя,
новая,
старая,
нарядная;

Солнечная, дождливая, Жарко,
теплая, жаркая, яркая, солнечно,
сильный
тепло;

Наземный,
Быстро,
воздушный,
высоко,
водный,
впереди,
железнодорожный,
тихо,
специальная,
спокойной,
грузовой,
вежливо
пассажирский,
легковая,
моторная, парусная,
подводная,
морской.
Маленький, большой, НА, С, В,
длинный,
тонкий, ИЗ
красивый, полезные,
вредные,
мелкие,
крупные,
черные,
коричневые;

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Зачислен:_________
Выпущен:__________
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________
Дата рождения_________________________группа _______________________________
Возраст на момент обследования _______________________________________________
Адрес ______________________________________________________________________
Медицинские данные:
Диагноз ____________________________________________________________________
Состояние слуха, зрения ______________________________________________________
Психолого-педагогическое и логопедическое обследование:
Понимание речи _____________________________________________________________
Психологические особенности ребенка. Сам общается. Требует стимуляции. Использует
неадекватные

способы

привлечения

внимания.

Доброжелателен

-

конфликтен,

агрессивен; активен - пассивен.
Зрительный гнозис:
Цвет, форма, контур _________________________________________________________
Оптико-пространственный праксис:
Лево, право _________________________________________________________________
разрезные картинки
из___________частей_________________________________________________________
Память _____________________________________________________________________
Внимание __________________________________________________________________
Состояние общей и ручной моторики ___________________________________________
Динамическая сторона речи:
Интонационно-мелодическая сторона речи (не нарушена; нарушена):
Темп (нормальный, замедленный, быстрый); Голос (сила: громкий, тихий, затухающий;
высота:

высокий,

низкий;

тембр:

сиплый,

хриплый,

назализованный),

Дикция

(отчетливая, смазанная). Дыхание (грудное, диафрагмальное, поверхностное, короткий
вдох с непродолжительным выдохом)
Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность, саливация: нет, не
ощущает, повышенная, не контролирует, мешает речи)
___________________________________________________________________________
Работа лицевых мышц (мимика сохранна, амимичность, недостаточная
подвижность отдельных мимических мышц) _____________________________________
26

Состояние звукопроизношения:
Гласные___________________Небные __________________________________________
Взрывные__________________________
С_________ С'_________Ш ____________

Л__________

3_________ 3'_________ Ж____________

Л'_________

Ц_________ Ч_________ Щ____________

Р__________

Р'_________
Произношение слов: Простой слоговой структуры ________________________________
Сложной слоговой структуры _________________________________________________
Состояние фонематических функций:
Фонематическое восприятие (не нарушено; нарушено: замена твердость-мягкость, звонкость-глухость) ____________________________________________________
Фонематический анализ и синтез (не нарушено; нарушено: пропуск, вставка,
повтор, перестановка) ________________________________________________________
Фонематические представления ________________________________________________
Лексико - грамматическая сторона речи
Словарный запас (словарь в пределах нормы, шире, ограничен, на бытовом уровне; слова
используются правильно, по назначению, имеются какие-либо замены слов; какие части
речи преимущественно употребляются) _________________________________________
___________________________________________________________________________
Грамматический строй (не нарушено; нарушено; типы употребляемых предложений,
наличие
аграмматизма, употребление
предлогов,
порядок
слов (полнота,
последовательность) _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Связнаяречь(сформировано; не сформировано; смысловая содержательность, цельность
(логическая последовательность, структурная связность) __________________________
___________________________________________________________________________
Логопедическое заключение _________________________________________________
___________________________________________________________________________
Учитель – логопед______

27

Лексические темы для детей 2-4 года
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь
Февраль

Март

Апрель
Май

Неделя

Тема

1-2

Диагностика.

3-4

Игрушки.

1-2

Во саду ли, в огороде.

3-4
1-2

Одежда.

3-4
1-2

Зима. Новый год.

3-4
1-2

Домашние животные.

3-4
1-2

Дикие животные.

3-4
1-2

Моя семья.

3-4
1-2

Транспорт.

3-4
1-2

Лето.

3-4

Диагностика.

Июнь

Повторение пройденного.

28

Лексические темы для детей с 4-7 лет
Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1-2

Диагностика

3-4

Осень

1-2

Урожай

3-4

Мебель

1-2

Одежда

3-4

Обувь

1-2

Птицы и их детеныши

3-4

Зима

1-2

Транспорт. Профессии

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Январь

3-4
Февраль
Март

Апрель

Май

1-2

Посуда

3-4

Продукты питания

1-2

Моя семья

3-4

Весна

1-2

Домашние животные и их детеныши

3-4

Дикие животные и их детеныши

1-2

Лето. Насекомые

3-4

Диагностика

Июнь

Повторение пройденного

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Информация о консультативном пункте




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».