Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
с. Сергеевка Хабаровского муниципального района
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБДОУ с. Сергеевка
Протокол №1 от 28.08.2021
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ с. Сергеевка
_____________ Г.Ю.Микаелян
Приказ № 26 от 01.09.2021
Галина Юрьевна
Микаелян
Подписано цифровой подписью:
Галина Юрьевна Микаелян
Дата: 2023.01.25 10:31:08 +10'00'
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Учимся говорить правильно»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 4-6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала: Борисова Е.П.,
учитель-логопед
с. Сергеевка, 2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3
2. Список детей ……………………………………………………………. 10
3. Учебный план …………………………………………………………….. 11
4. Перспективно-тематическое планирование для детей 4-5 лет ....……... 12
5. Календарно-тематическое планирование ………………………....…….. 25
6. Перспективно-тематическое планирование для детей 5-6 лет .………. 27
7. Методическая и специальная литература …………………………….. .. 44
2
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной программы
1. Пояснительная записка
Программа социально-гуманитарной направленности «Учимся говорить правильно»
разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми актами и
государственными программными документами:
– Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в
Российской Федерации»;
– Проектом концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Утверждена Распоряжением Российской Федерации от 24 апреля 2015 г № 729-Р.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
– Письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации, Министерства образования и науки Российской
Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
– Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края
от 26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
- Положением о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае
- Уставом и другими локальными нормативными актами МБДОУ с. Сергеевка.
Актуальность. Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого
человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать,
выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый
3
период в развитии ребёнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования
чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться
строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение
правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но
иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых
отсутствует чёткая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не
только со сверстниками, но и с взрослыми.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования
к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной
задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе
к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи
рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и
подготовки к школьному овладению письменной речи.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными
речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития
речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки
полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются
другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по
картинке.
Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечёт за
собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной
стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И, как уже доказано,
чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.
В связи с тем, что на логопункт, в первую очередь зачисляются воспитанники
старших групп, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы.
Поэтому основной причиной создания дополнительной платной программы стала
просьба законных представителей (родителей).
Дополнительная образовательная программа «Учимся говорить правильно»
позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-6 лет,
которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные
логопедические занятия.
Направленность. Предлагаемая дополнительная образовательная программа по
содержательной, тематической направленности является социально-педагогической;
по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме
организации – индивидуально-подгрупповой.
4
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять
специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой
полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов,
принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путём
артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками
логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н.
Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В.
Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования
речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой
этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать
оптимальные условия.
К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Формирование словарного запаса.
6. Развитие грамматического строя речи.
7. Развитие связной речи.
Данная дополнительная образовательная программа составлена с учётом и
использованием современных инновационных технологий и методик в области
профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
При планировании коррекционной работы дополнительной образовательной
программы учитывались особенности детей:
• индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей.
• положительная мотивация выполнения заданий.
• чередование различных видов деятельности.
5
В основу планирования занятий дополнительной образовательной программы
положены следующие дидактические принципы:
1. принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс
речевых и неречевых нарушений.
2. принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором
работа над каждым типом задания проводиться в определённой
последовательности.
3. принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение
задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.
4. принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в
логопедическую работу.
5. принцип учёта объёма и степени разнообразия материала. Во время
реализации программы необходимо переходить к новому материалу после
сформированности того или иного умения.
6. принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей согласует требования психического и личностного развития
ребёнка возрастной норме. Учёт уровня речевого развития каждого ребёнка.
7. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребёнка
(произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
8. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности,
осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому
развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Цель дополнительной образовательной программы: совершенствование и
коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет и 5-6 лет, то есть произношения
звуков, увеличение словарного запаса, формирования грамматического строя речи,
развития связной речи, посредством игровых технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха.
2. Формирование умения регулировать силу голоса.
6
3. Формирование правильного звукопроизношения.
4. Формирования понятия о грамматических категориях языка.
Развивающие:
1. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать речь логопеда.
2. Воспитывать умение слушать друг друга.
3. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
4. Воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
1. Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка.
2. Соблюдать правильную посадку ребёнка.
3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
4. Соблюдать режим охраны зрения.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МБДОУ с.
Сергеевка.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю (с октябрь по май), всего 64 занятия.
Продолжительность занятия: 20 минут для детей 4-5 лет и 25 минут для детей 5- 6
лет.
Наполняемость группы: 5-7 человек, в зависимости от индивидуальных
возможностей детей.
7
Форма проведения занятия и методы:
• фронтальная;
• составление описательных рассказов, сказочные путешествия;
• дидактические подвижные игры на звукоподражание;
• заучивание считалок, загадок и стихов;
• использование ИКТ и т.д.
Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий
Звуковичок, у которого много друзей и он знает всё о звуках. Эти персонажи
оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет,
становится для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные
качества, преодолеть речевой барьер, воспитывать чувство взаимопомощи.
Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает
степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
• артикуляционная гимнастика;
• упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов,
внимания, памяти;
• дыхательные и голосовые упражнения;
• упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с
музыкальным сопровождением;
• игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей
рук;
• лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования
связной речи;
• упражнения на расслабления (релаксация).
В результате успешного освоения программного содержания у детей будут
сформированы:
8
правильный
артикуляторный
уклад
звука,
отсутствующих/дефектно
произносимого;
- навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления; навыки слогового анализа и синтеза;
- представления об акустических и артикуляторных характеристиках речевых
звуков.
Будут развиты:
- слуховое восприятие и слухо-речевая память;
- общие речевые умения и навыки (речевое дыхания, навыки дикции,
интонационное оформление речи);
- словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания;
- навыки коммуникативной деятельность во взаимодействии с педагогом и
сверстниками;
- интерес к изучению различных языковых явлений.
Предполагаемые результаты для 4-5 лет:
1. правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;
2. повышение речевой активности, понимания обращённой речи;
3. укрепление произвольного и слухового внимания;
4. расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
5. коррекция лексико-грамматической стороны речи;
6. формирование связной речи.
Предполагаемые результаты для 5-6 лет:
1. чистота звукопроизношения;
2. автоматизация звуков в речи;
3. умение строить предложения;
4. умение произносить монолог, чётко высказываться;
5. умение вступать в диалог.
9
2. СПИСОК воспитанников МБДОУ с. Сергеевка, посещающих
«Учимся говорить правильно»
10
3.
Возраст
Продолжительность
занятий
Учебный план
Количество занятий
в неделю
Количество занятий
в месяц
Количество
занятий в год
Средняя группа
20 минут
2
8
64
Старшая
группа
25 минут
2
8
64
Средняя группа:
Вторник – 16:10-16:30
Пятница – 16:10-16:30
Старшая группа:
Понедельник – 16:00-16:25
Четверг – 16:00-16:25
4. Перспективно-тематический план
Дополнительной образовательной программы
«Учимся говорить правильно» для детей 4-5 лет
Месяц, №
недели
Октябрь
1 неделя
Октябрь
2 неделя
Октябрь
3 неделя
№
Тема занятия
заняти
я
1
Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Лексическая
тема: «Осень». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Мой,
моя, мои», «Сосчитай до 5 слова», «Назови признаки осени»,
пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».
1
Звук «А». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие
длительного плавного выдоха. Преодоление твердой атаки
гласных. Лексическая тема: «Ягоды». Игры: «Один-много»,
«Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни»,
пальчиковая гимнастика: «За ягодами».
2
Закрепление звука «А».
Артикуляционная гимнастика «Заборчик» - «Хоботок»
(чередование), «Накажем непослушный язычок».
Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Игра «Поймай звук «А», «Сосчитай до 5», «Повтори и запомни».
1
Звук «У». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие
глубокого вдоха. Лексическая тема: «Грибы». Игры: «Одинмного», «Большой - маленький», «Скажи ласково», «Это мой,
моя, мое, мои», «Сосчитай до 5 слова» , логоритмическая
гимнастика: «Боровик».
2
Закрепление звука «У».
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка».
12
Цель
1. Познакомить детей с
органами артикуляционного
аппарата.
2. Обучать правильной и
четкой артикуляции звуков:
А, У, О, Ы, Э, И.
3. Развивать связную
речь, ее выразительность.
4. Обогащать словарь.
5. Развивать
произвольную память.
6. Вырабатывать четкие
движения и правильное
положение органов
артикуляционного аппарата
во время выполнения
логоритмических
упражнений.
Настольные игры.
Предметные и
сюжетные картинки к
различным
лексическим темам.
Музыкальные
инструменты:
дудочка, бубен,
барабан.
Игрушки: мяч, куклы,
кубики и др.
Сидорова У.М.
Задания по развитию
речи детей средней
группы ДОУ. – М.:
Творческий центр
«Сфера», 2010.
Нищева Н.В. Цикл игр
для развития речи
дошкольников
«Играйка»(выпуски 111).
Игра «Парочки»,
выпуски 1-6.
Сюжетные и
предметные картинки
по развитию речи К
циклу Закревской
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
Игра «Найди первый звук в слове», «Это мой, моя, моё, мои»,
«Сосчитай до 5».
Чистоговорка.
Октябрь
4 неделя
Октябрь
5 неделя
Ноябрь
1 неделя
1
Звуки «А» - «У». Пение гласных. Развитие глубокого вдоха.
Лексическая тема: «Овощи». Игры: «Один-много», «Скажи
ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький»,
логоритмическое упражнение: «Урожай».
2
Закрепление звуков «А» - «У».
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» - «Иголочка»
(чередование).
Игра «Большой – маленький».
Логоритмическое упражнение «Урожай».
Чистоговорка.
1
Звук «О». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие
силы голоса и речевого дыхания. Лексическая тема: «Фрукты».
Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова»,
пальчиковая гимнастика «Компот».
2
Закрепление звука «О».
Логоритмика под музыку Железновых.
Артикуляционная гимнастика «Расчёска», «Покусаем язычок».
Игра «Что лишнее?», «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук
«О».
Чистоговорка.
1
Звуки «А»-«О»-«У». Развитие длительного плавного выдоха.
Лексическая тема «Игрушки». Игры: «Один-много», «Скажи
ласково», «Сосчитай до 5 слова», пальчиковая гимнастика:
«Игрушки».
2
Звук «Ы». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие
физиологического дыхания. Работа над темпом и ритмом речи.
13
О.В. «Развивайся,
малыш».
Баскакина И.В.,
Лынская М.Л.
Логопедические игры:
«Свистелочка»,
«Шипелочка»,
«Жужжалочка».
Координация речи с движением. Лексическая тема: «Части
тела». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Большой маленький», «Это – мой, моя, мое, мои», «Доскажи словечко»,
«Выучи наизусть загадку», пальчиковая гимнастика:
«Пальчики».
Ноябрь
2 неделя
Ноябрь
3 неделя
Ноябрь
4 неделя
1
Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы». Развитие физиологического дыхания.
Развитие длительного, плавного выдоха.
Лексическая тема: «Одежда». Игры: «Один-много», «Скажи
ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Выучи наизусть считалку»,
пальчиковая гимнастика: «Гномики – прачки».
2
Звук «И». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие
речевого дыхания. Преодоление твердой атаки гласных.
Пропевание гласных с повышением и понижением тона.
Лексическая тема: «Зима». Игры: «Один-много», «Скажи
ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни»,
пальчиковая гимнастика: «Снежок».
1
Закрепление звука «И».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Весёлый счёт», «Повтори и запомни».
Чистоговорка.
2
Закрепление звука «Ы»-«И».
Самомассаж пальцев рук.
Распознавание звука «Ы» в словах.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ы», « Поймай
звук», «Это мой, моя, моё, мои», «Доскажи словечко».
Чистоговорка.
1
Звук «Э». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие
физиологического дыхания. Работа над темпом и ритмом речи.
Координация речи с движением. Лексическая тема: «Обувь».
Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это – мой, моя, мои»,
14
«Большой - маленький», «Выучи наизусть», пальчиковая
гимнастика: «Обувь».
Декабрь
1 неделя
Декабрь
2 неделя
2
Звук «Э».
Развитие длительного, плавного выдоха.
Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Игра «Доскажи словечко».
Выучить наизусть считалку.
1
Закрепление звуков «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э»-«И».
Пропевание гласных с повышением и понижением тона.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок».
Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали».
Игра «Какой, какая, какое, какие?»
Чистоговорка.
2
Звук «М». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие
речевого дыхания. Развитие силы голоса. Лексическая тема:
«Зимующие птицы». Игры: «Один-много», «Скажи ласково»,
«Повтори и запомни», «Скажи, какой, какая,…», «Кто как
кричит?», пальчиковая гимнастика: «Кормушка».
1
Закрепление звука «М».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Повтори и запомни», «Какой, какая, какое, какие?», «Кто
как кричит?»
Чистоговорка
2
Звук «М»-«Мь».
Развитие речевого дыхания.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика с шишкой.
Игра «Повтори и запомни», «Сосчитай до 5».
15
1. Совершенствовать
интонационную сторону
речи
2. Обучать правильной и
четкой артикуляции звуков:
М, Н, Б, П, Д, Т, Г.
3. Развивать связную
речь, ее выразительность.
4. Работать над
увеличением запаса слов,
который содержит все части
речи.
5. Развивать
произвольную память.
6. Развивать
фонематический слух.
7. Закрепить умение
различать гласные и
согласные звуки, развивать
графические умения и
навыки.
Настольные игры.
Предметные и
сюжетные картинки к
различным
лексическим темам.
Музыкальные
инструменты:
дудочка, бубен,
барабан.
Игрушки: мяч, куклы,
кубики и др.
Нищева Н.В. Цикл игр
для развития речи
дошкольников
«Играйка»(выпуски 111).
Игра «Парочки»,
выпуски 1-6.
Сюжетные и
предметные картинки
по развитию речи К
циклу Закревской
О.В. «Развивайся,
малыш».
Баскакина И.В.,
Чистоговорка.
Декабрь
3 неделя
Декабрь
4 неделя
Декабрь
5 неделя
1
Закрепление звуков «М»-«Мь».
Развитие речевого дыхания.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Речевая разминка «Лабиринт».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «Новый год».
Игра «Хлопни в ладоши», «Поймай мяч».
Чистоговорка.
2
Звуки «И»-«М». Развитие речевого дыхания. Преодоление
твердой атаки гласных.
1
Звук «Н».
Развитие речевого дыхания.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «На ёлочке».
Игра «Один-много», «Чего не стало?»
Чистоговорка.
2
Закрепление звука «Н»-«Нь».
Логоритмическое упражнение «Ёлочка».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Игра «Повтори и запомни», « Выучи наизусть».
Чистоговорка.
1
Гласные и согласные звуки.
16
Лынская М.Л.
Логопедические игры:
«Свистелочка»,
«Шипелочка»,
«Жужжалочка».
Сидорова У.М.
Задания по развитию
речи детей средней
группы ДОУ. – М.:
Творческий центр
«Сфера», 2010.
Январь
3 неделя
Январь
4 неделя
Январь
5 неделя
1
Звук «Б». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над темпом и ритмом речи. Развитие речевого дыхания.
Лексическая тема: «Комнатные растения». Игры: «Один-много»,
«Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Сосчитай до пяти
слова», « Выучи наизусть», пальчиковая гимнастика: «Цветок»,
логоритмическое упражнение: «Цветочки».
2
Звук «Б»-«Бь»
Развитие речевого дыхания.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «На ёлочке».
Игра «Один-много», «Чего не стало?»
1
Звук «П». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над темпом и ритмом речи. Лексическая тема: «Домашние
птицы». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5
слова», «Назови папу и маму птенцов», «Кто как кричит?»,
пальчиковая гимнастика: «Уточка и утята», логоритмическое
упражнение: «Домашние птицы».
2
Закрепление звука «П»-«Пь».
Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Дятел».
Игра «Найди лишнее», «Зимние забавы».
Чистоговорка.
1
Звуки «Б»-«П». Работа над четкостью дикции. Развитие речевого
дыхания. Лексическая тема: «Домашние животные». Игры:
«Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «У
кого кто?», «Кто как голос подает?», «Кто, как передвигается?»,
«выучи загадку», логоритмическое упражнение: «Теленок».
2
Закрепление звуков «Б»-«П» (дифференциация).
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Парус».
Игра «Сосчитай до 7», «У кого кто?»
17
Выучить загадку.
Февраль
1 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль
3 неделя
1
Звук «Д». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие
речевого дыхания. Развитие тембровой окраски и высоты тона.
Лексическая тема: «Дикие животные». Игры: «Один-много»,
«Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой маленький», «Кто как передвигается?», «Кто как кричит?»,
«Скажи, кого не стало?», «Выучи наизусть стихотворение
«Медведь», пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке».
2
Закрепление звука «Д».
Артикуляционная гимнастика «Индюк», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Транспорт».
Игра «Большой - маленький», «Кто как передвигается?», «Кто
как кричит?», «Скажи, кого не стало?»
Чистоговорка.
1
Звук «Т». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над интонационной окрашенностью речи. Развитие речевого
дыхания. Лексическая тема: «Дом и его части». Игры: «Одинмного», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Мой, моя,
мое,…», «Какие бывают дома?», «Скажи, какой, какая, какое?»,
пальчиковая гимнастика: «Домик».
2
Закрепление звука «Т».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Пальчиковая гимнастика «Построим домик».
Игра «Мой, моя, моё, мои», «Какие бывают профессии?
Чистоговорка.
1
Звуки «Д»-«Т» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
18
Чистоговорка.
Февраль
4 неделя
Март
1 неделя
2
Закрепление звуков «Д»-«Т».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Игра «Весёлый счёт», «Чей хвост?»
Выучить загадку.
Чистоговорка.
1
Звук «Г». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над повествовательной, вопросительной и восклицательной
интонацией. Работа над речевым дыханием. Лексическая тема:
«Мебель». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до
5 слова», «Повтори и запомни», «Выучи наизусть», пальчиковая
гимнастика: «Много мебели в квартире».
2
Закрепление звука «Г».
Самомассаж пальцев рук (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
«Повторить наизусть стишок про звук «Г».
Чистоговорка.
1
Звук «К». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над речевым дыханием. Работа над темпом и ритмом речи.
Лексическая тема: «Женский день – 8 марта». Игры: «Одинмного», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Скажи, чего
нет», «Скажи, какая?», «Расскажи о празднике 8 марта», «Выучи
наизусть стихотворение».
2
Закрепление звука «К».
Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молочко»,
«Вкусный мёд».
Игра «Скажи, чего нет?», «Скажи, какая?».
Чистоговорка.
19
1.
Развивать логическое
мышление, умение
соотносить усвоенные знания
с текстами загадок.
2.
Обучать правильной и
четкой артикуляции звуков:
К, В, Ф, З, С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.
3.
Учить понимать
поэтические сравнения,
лежащие в основе загадок,
стихотворений.
4.
Обогащать словарь,
развивать произвольную
память.
Настольные игры.
Предметные и
сюжетные картинки к
различным
лексическим темам.
Музыкальные
инструменты:
дудочка, бубен,
барабан.
Игрушки: мяч, куклы,
кубики и др.
Нищева Н.В. Цикл игр
для развития речи
Март
2 неделя
Март
3 неделя
Март
4 неделя
1
Звуки «Г»-«К» (дифференциация).
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.
2
Закрепление звуков «Г»-«К».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Весёлый счёт», «Повтори и запомни».
Чистоговорка.
1
Звук «В». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над речевым дыханием. Работа над четкостью дикции.
Воспитание ясной шепотной речи. Лексическая тема: «Семья».
Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это мой, моя, мои»,
«Повтори и запомни», «Выучи наизусть», пальчиковая
гимнастика: «Какая у нас семья большая».
2
Закрепление звука «В».
Воспитание ясной шёпотной речи.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Приклей конфетку».
Пальчиковая гимнастика «Платяной шкаф».
Игра «Повтори и запомни», «Четвёртый лишний».
Чистоговорка.
1
Звук «Ф». Обучение правильной и четкой артикуляции.
Воспитание правильного речевого дыхания. Работа над
интонационной выразительностью речи. Преодоление твердой
атаки гласных. Лексическая тема: «Весна». Игры: «Один-много»,
«Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни»,
«Скажи, какая, какое, какие?», «Выучи наизусть
логоритмическое упражнение: «Золотое донышко».
20
5.
Развивать связную
речь, ее выразительность.
6.
Развивать
фонематический слух.
дошкольников
«Играйка»(выпуски 111).
Игра «Парочки»,
выпуски 1-6.
Сюжетные и
предметные картинки
по развитию речи К
циклу Закревской
О.В. «Развивайся,
малыш».
Баскакина И.В.,
Лынская М.Л.
Логопедические игры:
«Свистелочка»,
«Шипелочка»,
«Жужжалочка».
Сидорова У.М.
Задания по развитию
речи детей средней
группы ДОУ. – М.:
Творческий центр
«Сфера», 2010.
2
Закрепление звука «Ф».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «Обувь».
Игра «О чём говорили?»
Чистоговорка.
Март
5 неделя
1
Звуки «В»-«Ф» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Парус», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Весна-красна».
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.
Апрель
1 неделя
1
Закрепление звуков «В»-«Ф».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Парус», «Пароход гудит».
Игра «Весёлый счёт», «Чего не стало?»
Выучить скороговорку.
Чистоговорка.
Апрель
2 неделя
1
Звуки «З»-«Зь». Обучение правильной и четкой артикуляции.
Работа над четкостью дикции. Работа над речевым дыханием.
Лексическая тема: «Профессии». Игры: «Один – много»,
«Повтори и запомни», «Кто какую работу выполняет?», «Кому,
что нужно для работы?», пальчиковая гимнастика: «Почтальон».
2
Закрепление звуков «З»-«Зь».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Игра «Найди первый звук», «Найди последний звук».
Чистоговорка.
1
Звуки «С»-«Сь». Обучение правильной и четкой артикуляции.
Работа над четкостью дикции. Работа над плавностью и
напевностью речи. Лексическая тема: «Посуда». Игры: «Один-
Апрель
3 неделя
21
много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Это мой, моя,
мое, мои», «Повтори и запомни», пальчиковая гимнастика:
«Посуда».
Апрель
4 неделя
Апрель
5 неделя
2
Закрепление звуков «С»-«Сь».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Скворечник».
Игра «Что лишнее», «Семейка слов».
Чистоговорка.
1
Звук «Ц». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи. Работа
над интонационной выразительностью речи. Лексическая тема:
«Продукты питания». Игры: «Один-много», «Скажи ласково»,
«Сосчитай до 5 слова», «Это - мой, моя, мое, мои», «Повтори и
запомни», «Скажи, какой, какая,..?», пальчиковая гимнастика:
«Я пеку, пеку, пеку».
2
Закрепление звука «Ц».
Артикуляционная гимнастика «Дятел», «Болтушка».
Пальчиковая гимнастика «О космосе».
Игра «Весёлая рифма», «Почему и потому».
Чистоговорка.
1
Звуки «С»-«Ц» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.
2
Закрепление звуков «С»-«Ц».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
22
Игра «Весёлый счёт», «Чей хвост?»
Выучить загадку.
Май
1 неделя
Май
2 неделя
Май
3 неделя
1
Звук «Ш». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над темпом и ритмом речи. Работа над речевым дыханием.
Лексическая тема: «Перелетные птицы». Игры: «Один – много»,
«Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Кто, как кричит?»,
«Какой, какая, какие?», логоритмическое упражнение:
«Ласточка».
2
Закрепление звука «Ш».
Самомассаж пальцев рук (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Игра «Повторить наизусть стишок про звук «Ш». Чистоговорка.
1
Звук «Ж». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа
над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи.
Преодоление твердой атаки гласных. Лексическая тема:
«Транспорт». Игры: «Один – много», «Чего не стало», «Скажи
ласково», «Мой, моя, мои», «Повтори и запомни», пальчиковая
гимнастика: «Есть игрушки у меня», подвижная игра:
«Паровоз».
2
Закрепление звука «Ж».
Артикуляционная гимнастика «Катушка», «Мостик».
Пальчиковая гимнастика «Солдатики».
Игра «Поймай мяч», «Звук спрятался».
Чистоговорка.
1
Звуки «Ш»-«Ж» (дифференциация).
Речевая разминка «Дорожка».
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Болтушка».
Су-Джок терапия.
Игры с мячом.
Чистоговорка.
23
Май
4 неделя
2
Звук «Ч».
Работа над чёткостью дикции.
Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Игра «В гостях у звука Ч», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.
1
Звук «Щ».
Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Игра «Поймай мяч», «Поймай звук».
Чистоговорка.
2
Звуки «Ч»-«Щ». Обучение правильной и четкой артикуляции.
Работа над темпом и ритмом речи. Работа над речевым
дыханием. Лексическая тема: «Цветы». Игры: «Один – много»,
«Скажи ласково», «Это – мой, моя, мое, мои», «Сосчитай до
пяти слова», «Выучи наизусть».
24
5. Календарно-тематическое планирование
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Месяц
Неделя
1
2
Кол-во занятий
2
2
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Название упражнения
«Бегемотик», «Хомячок», «Улыбка», «Хоботок»
«Заборчик», «Хоботок», «Заборчик» - «Хоботок» (чередование),
«Накажем непослушный язычок»
«Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Иголочка»
«Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование), «Расчёска»,
«Покусаем язычок»
«Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование), «Расчёска»
«Щётка», «Вкусное варенье»
«Часики», «Качели»
«Лошадка», «Грибок»
«Грибок», «Чашечка»
«Грибок», «Чашечка»
«Чашечка», «Гармошка»
«Чашечка», «Гармошка»
«Дятел»
«Маляр», «Дятел»
«Футбол», «Парус»
«Индюк», «Пароход гудит»
1
2
3
4
1
2
3
4
«Трубочка», «Горка»
«Трубочка», «Горка»
«Горка», «Киска лакает молочко»
«Киска лакает молочко», «Вкусный мёд»
«Дятел»
«Лошадка», «Приклей конфетку»
«Чашечка», «Гармошка»
«Парус», «Пароход гудит»
2
2
2
2
1
2
2
2
3
4
25
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Апрель
Май
1
2
3
4
1
2
3
4
«Трубочка», «Чашечка»
«Трубочка», «Чашечка»
«Дятел», «Болтушка»
«Дятел», «Болтушка»
«Ступеньки»
«Катушка», «Мостик»
«Барабанщик», «Болтушка»
«Змейка», «Пароход гудит»
26
2
2
2
2
1
2
2
2
6. Перспективно-тематический план
Дополнительной образовательной программы
«Учимся говорить правильно» для детей 5-6 лет
Месяц, №
недели
Октябрь
1 неделя
Октябрь
2 неделя
Октябрь
3 неделя
№
Тема занятия
заняти
я
1
Знакомство с органами артикуляционного аппарата (Сказка о
Весёлом язычке).
Артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Улыбка».
Пальчиковая гимнастика «Зайка».
Игра «Один-много», «Назови ласково».
Чистоговорка.
Цель
Литература
Познакомить с органами
артикуляционного аппарата,
учить образовывать слова во
множественном числе,
существительные с
уменьшительноласкательными суффиксами.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.16-17
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.17-18
1
Звук «А».
Развитие длительного плавного выдоха.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Хоботок».
Пальчиковая гимнастика «Грибы».
Игра «Один-много», «Назови ласково», «Весёлый счёт», «Чего
не стало?»
Чистоговорка.
Познакомить со звуком А,
развивать длительный
плавный выдох.
2
Закрепление звука «А».
Артикуляционная гимнастика «Заборчик» - «Хоботок»
(чередование), «Накажем непослушный язычок».
Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Игра «Поймай звук «А», «Сосчитай до 5», «Повтори и
запомни».
Чистоговорка.
Закрепить навыки
Т. Ю. Бардышева, Е.
произношения звука А,
Н. Моносова
формировать фонематическое «Конспекты
восприятие.
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР» Стр. 55-57, 63-64
1
Звук «У».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Научить детей выделять звук
У, учить правильной и чёткой
27
О. Н. Лиманская
«Конспекты
Октябрь
4 неделя
Октябрь
5 неделя
Развитие глубокого вдоха.
Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный
язычок», «Лопаточка», «Иголочка».
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Игра «Один-много», «Большой - маленький».
Чистоговорка.
дикции, развивать глубокий
вдох.
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.20-21
2
Закрепление звука «У».
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка».
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
Игра «Найди первый звук в слове», «Это мой, моя, моё, мои»,
«Сосчитай до 5».
Чистоговорка.
Закрепить у детей умение
узнавать звук У в ряду гласных,
познакомить с
притяжательными
местоимениями мой, моя, моё,
мои.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.21-22
1
Звуки «А» - «У».
Пение гласных.
Развитие глубокого вдоха.
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка»,
«Лопаточка» - «Иголочка» (чередование).
Логоритмическое упражнение «Урожай».
Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Весёлыё счёт»,
«Большой - маленький».
Чистоговорка.
Закреплять произнесение
звуков А, У, закреплять
понятие гласный звук.
Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 71-73
2
Закрепление звуков «А» - «У».
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» - «Иголочка»
(чередование).
Игра «Большой – маленький».
Логоритмическое упражнение «Урожай».
Чистоговорка.
Закрепить произнесение звуков Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
А, У, звуковой анализ
Моносова «Конспекты
сочетаний АУ, УА.
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 71-73
1
Звук «О».
Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Расчёска», «Покусаем язычок».
Игра «Хлопни в ладоши», «Поймай звук».
Уметь узнавать и правильно
произносить звук О, развивать
графические навыки у детей,
силу голоса и речевого
28
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
Ноябрь
1 неделя
Ноябрь
2 неделя
Чистоговорка.
дыхания.
2
Закрепление звука «О».
Логоритмика под музыку Железновых.
Артикуляционная гимнастика «Расчёска», «Покусаем язычок».
Игра «Что лишнее?», «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук
«О».
Чистоговорка.
Закрепить навык различения
звука О среди других гласных
звуков, формировать
фонематическое восприятие.
1
Звук «И».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие речевого дыхания.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.
Уметь выделять гласный звук
И, продолжать обучать
правильной и чёткой
артикуляции, развивать
речевое дыхание.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.22-24
2
Закрепление звука «И».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Весёлый счёт», «Повтори и запомни».
Чистоговорка.
Закреплять понятие «звук И»,
гласный звук.
Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 82-84, 90-92
1
Звуки «А»-«О»-«И».
Развитие длительного плавного выдоха.
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка».
Пальчиковая гимнастика «Подружим наши пальчики».
Игра «Один-много», «Четвёртый лишний».
Чистоговорка.
Закрепить артикуляцию звуков: О. Н. Лиманская
А, У, И, научить выделять
«Конспекты
лишнее среди других картинок. логопедических
занятий в старшей
группе»
29
занятий в старшей
группе»
Стр.27-28
Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 133-135, 140-142,
149-151
Стр.24-25
Ноябрь
3 неделя
Ноябрь
4 неделя
2
Закрепление звуков «А»-«О»-«И».
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» - «Иголочка»
(чередование), «Расчёска».
Пальчиковая гимнастика «Подружим наши пальчики».
Игра «Сосчитай до 5», «Поймай звук».
Чистоговорка.
Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Формировать звуко-буквенный Моносова «Конспекты
анализ, фонематический слух. логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 100-101
1
Звук «Ы».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие физиологического дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Щётка», «Вкусное варенье».
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».
Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Большой - маленький».
Чистоговорка.
Уметь выделять гласный звук
Ы, продолжать обучать
правильной и чёткой
артикуляции, развивать
речевое дыхание.
2
Закрепление звука «Ы»-«И».
Самомассаж пальцев рук.
Распознавание звука «Ы» в словах.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ы», « Поймай
звук», «Это мой, моя, моё, мои», «Доскажи словечко».
Чистоговорка.
Учить дифференцировать звуки Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Ы-И.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 100-101
1
Звуки «Э».
Развитие длительного, плавного выдоха.
Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Игра «Доскажи словечко».
Выучить наизусть считалку.
Чистоговорка.
Учить выделять звук Э,
дифференцировать этот звук с
другими гласными.
30
Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 182-184, 186-188
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.25-27
Декабрь
1 неделя
Декабрь
2 неделя
2
Звук «Э».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие физиологического дыхания.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели».
Координация речи с движением (картотека).
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.
Закрепить правильное
произношение звука Э,
развивать речевое дыхание,
фонематическое восприятие.
1
Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э»-«И».
Развитие речевого дыхания.
Пропевание гласных с повышением и понижением тона.
Самомассаж рук (картотека).
Игра «Немое кино».
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.
Повторить все гласные звуки, Конспект занятия
учить узнавать гласный звук по
беззвучной артикуляции,
развивать фонематический
слух.
2
Закрепление звуков «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э»-«И».
Пропевание гласных с повышением и понижением тона.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок».
Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали».
Игра «Какой, какая, какое, какие?»
Чистоговорка.
Повторить все гласные звуки,
развивать фонематическое
восприятие
Конспект занятия
1
Звук «М».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие речевого дыхания.
Развитие силы голоса.
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.
Уметь выделять согласный
звук М, формировать понятия
«гласный звук», «согласный
звук».
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.28-29
31
Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр.112-114, 118-120
Декабрь
3 неделя
2
Закрепление звука «М».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Повтори и запомни», «Какой, какая, какое, какие?», «Кто
как кричит?»
Чистоговорка.
Закреплять умение выделять
согласный звук М,
формировать графические
навыки
Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детском саду
для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр.164-166, 174175,201-202
1
Звук «М»-«Мь».
Развитие речевого дыхания.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика с шишкой.
Игра «Повтори и запомни», «Сосчитай до 5».
Чистоговорка.
Уметь выделять согласный
звук Мь, формировать
понятия «гласный звук»,
«согласный звук».
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.29-31
2
Закрепление звуков «М»-«Мь».
Развитие речевого дыхания.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Речевая разминка «Лабиринт».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «Новый год».
Игра «Хлопни в ладоши», «Поймай мяч».
Чистоговорка.
Закреплять умение выделять
согласный звук Мь,
формировать графические
навыки.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.29-31
32
Декабрь
4 неделя
1
Звук «Н».
Развитие речевого дыхания.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «На ёлочке».
Игра «Один-много», «Чего не стало?»
Чистоговорка.
Уметь выделять согласный
звук Н, формировать понятия
«гласный звук», «согласный
звук».
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.34-35
2
Закрепление звука «Н»-«Нь».
Логоритмическое упражнение «Ёлочка».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Игра «Повтори и запомни», « Выучи наизусть».
Чистоговорка.
Учить различать твёрдые и
мягкие согласные звуки,
развивать сенсомоторные
навыки.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.29-31
Декабрь
5 неделя
1
Звук «Б»-«Бь»
Развитие речевого дыхания.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «На ёлочке».
Игра «Один-много», «Чего не стало?»
Чистоговорка.
Закрепить навыки различения
и чёткого произношения
звуков Б и Бь
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 38-39
Январь
3 неделя
1
Звук «П».
Работа над темпом и ритмом речи.
Логоритмическое упражнение «Зимние забавы».
Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Дятел».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.
Познакомить со звуком П,
учить определять позицию
звука в слове.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 31-32
2
Закрепление звука «П»-«Пь».
Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Дятел».
Игра «Найди лишнее», «Зимние забавы».
Чистоговорка.
Научить различать звуки П и
Пь, проводить анализ прямых
слогов ПА, ПИ.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
33
группе» Стр. 32-35
Январь
4 неделя
Январь
5 неделя
1
Звуки «Б»-«П» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Парус».
Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).
Игра «Доскажи словечко», «Поймай звук».
Чистоговорка.
Научить дифференцировать
звуки Б и П.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 40-41
2
Закрепление звуков «Б»-«П».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Парус».
Игра «Сосчитай до 7», «У кого кто?»
Выучить загадку.
Чистоговорка.
Формировать навык
дифференциации звуков Б и П
Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
«Конспекты
логопедических
занятий в детском
саду для детей 6-7 лет
с ОНР»
Стр. 202-203
1
Звук «Д».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие речевого дыхания.
Развитие тембровой окраски и высоты тона.
Артикуляционная гимнастика «Индюк», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика с крупой.
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.
Познакомить со звуком Д,
учить выделять звук Д среди
других согласных.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 45-46
2
Закрепление звука «Д».
Артикуляционная гимнастика «Индюк», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Транспорт».
Игра «Большой - маленький», «Кто как передвигается?», «Кто
как кричит?», «Скажи, кого не стало?»
Чистоговорка.
Учить различать звуки Д и Дь, О. Н. Лиманская
учить звуковому анализу ДОМ «Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 47-49
34
Февраль
1 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль
1
Звук «Т».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Работа над интонационной окрашенностью речи.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Пальчиковая гимнастика «Профессии».
Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Весёлый счёт».
Чистоговорка.
Познакомить со звуком Т,
учить выделять звук Т среди
других согласных.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 52-53
2
Закрепление звука «Т».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Пальчиковая гимнастика «Построим домик».
Игра «Мой, моя, моё, мои», «Какие бывают профессии?
Чистоговорка.
Учить
различать
звуки Т и Ть,
учить
звуковому
анализу ТОМ
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 53-54
1
Звуки «Д»-«Т» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.
Научить дифференцировать
звуки Д и Т.
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 56-57
2
Закрепление звуков «Д»-«Т».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Игра «Весёлый счёт», «Чей хвост?»
Выучить загадку.
Чистоговорка.
Формировать навык
дифференциации звуков Д и Т. Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
«Конспекты
логопедических
занятий в детском
саду для детей 6-7 лет
с ОНР»
Стр. 221-224
1
Звук «Г».
Познакомить со звуком Г,
35
О. Н. Лиманская
3 неделя
Февраль
4 неделя
Март
1 неделя
Работа над вопросительной и восклицательной интонацией.
Логоритмика (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Пальчиковая гимнастика с прищепками.
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
«Выучить наизусть стишок про звук «Г».
Чистоговорка.
находить место звука Г в
словах.
2
Закрепление звука «Г».
Самомассаж пальцев рук (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
«Повторить наизусть стишок про звук «Г».
Чистоговорка.
Научить дифференцировать
звуки Г и Гь.
1
Звук «К».
Работа над речевым дыханием.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молочко»,
«Вкусный мёд».
Пальчиковый театр.
Игра «Один-много», «Сосчитай до 10».
Чистоговорка.
Научить выделять звук К из
потока согласных, провести
звуковой анализ слова КОТ,
проверить знания об
использовании в речи
местоимений.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 63-64
2
Закрепление звука «К».
Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молочко»,
«Вкусный мёд».
Игра «Скажи, чего нет?», «Скажи, какая?».
Чистоговорка.
Научить различать звуки К и
Кь, провести звуковой анализ
слова КИТ.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 64-65
1
Звуки «Г»-«К» (дифференциация).
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Научить различать звуки Г и
К.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
36
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 66-68
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 68-69
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.
Март
2 неделя
Март
3 неделя
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 70-71
Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
Формировать навык
«Конспекты
дифференциации звуков Г и К.
логопедических
занятий в детском
саду для детей 6-7 лет
с ОНР»
Стр. 210-212
2
Закрепление звуков «Г»-«К».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Весёлый счёт», «Повтори и запомни».
Чистоговорка.
1
Звук «В».
Работа над чёткостью дикции.
Воспитание ясной шёпотной речи.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Приклей
конфетку».
Пальчиковая гимнастика «Мебельный магазин».
Игра «Скажи ласково», «Это мой, моя, моё, мои».
Чистоговорка.
Научить выделять в речи звук О. Н. Лиманская
В, определять позицию звука в «Конспекты
словах, провести звуковой
логопедических
анализ слова ИВА.
занятий в старшей
группе»
Стр. 41-42
2
Закрепление звука «В».
Воспитание ясной шёпотной речи.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Приклей
конфетку».
Пальчиковая гимнастика «Платяной шкаф».
Игра «Повтори и запомни», «Четвёртый лишний».
Чистоговорка.
Научить различать звуки В и
Вь.
1
Звук «Ф».
Воспитание правильного речевого дыхания.
Работа над интонационной выразительностью речи.
Познакомить со звуком Ф,
О. Н. Лиманская
научить делить слова на слоги, «Конспекты
различать короткие и длинные логопедических
37
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 43-45
Март
4 неделя
Март
5 неделя
Логоритмическое упражнение «Филин» (наизусть).
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «Головные уборы».
Игра «Один-много», «Сосчитай до 5».
Чистоговорка.
слова.
занятий в старшей
группе»
Стр. 57-58
2
Закрепление звука «Ф».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «Обувь».
Игра «О чём говорили?»
Чистоговорка.
Научить различать звуки Ф и
Фь.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 60-61
1
Звуки «В»-«Ф» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Парус», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Весна-красна».
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.
Научить различать звуки В и
Ф.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 61-62
2
Закрепление звуков «В»-«Ф».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Парус», «Пароход гудит».
Игра «Весёлый счёт», «Чего не стало?»
Выучить скороговорку.
Чистоговорка.
О. Н. Лиманская
Формировать навык
дифференциации звуков В и Ф. «Конспекты
логопедических
занятий в
подготовительной к
школе группе»
Стр. 131-132
1
Пересказ (транспорт).
Формировать навыки
словообразования и
словоизменения, учить
использовать в речи
38
Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
«Конспекты
логопедических
предложно-падежные
конструкции
занятий в детском
саду для детей 5-6 лет
с ОНР»
Стр. 257-259, 259-261,
261-263
Апрель
1 неделя
1
Гласные и согласные звуки.
Закрепить умение различать
гласные и согласные звуки,
развивать графические умения
и навыки.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 49-50
Апрель
2 неделя
1
Звуки «З - Зь».
Работа над речевым дыханием.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «В цирке».
Игра «Один – много», «Повтори и запомни», «Смешинка».
Чистоговорка.
Познакомить со звуком З,
закрепить навык определения
позиции звука З в словах.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 80-81
2
Закрепление звуков «З - Зь».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Игра «Найди первый звук», «Найди последний звук».
Чистоговорка.
Научить различать звуки З и
Зь, провести звукослоговой
анализ слова ЗАМОК.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 82-83
1
Звуки «С»-«Сь».
Работа над чёткостью дикции.
Работа над плавностью и напевностью речи.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Научить определять наличие
или отсутствие звука С в
словах и находить место звука
С в словах.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
Апрель
3 неделя
39
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы».
Игра « Доскажи словечко», «Семейка слов».
Чистоговорка.
Апрель
4 неделя
Апрель
5 неделя
группе»
Стр. 76-77
О. Н. Лиманская
Учить различать звуки С и Сь, «Конспекты
провести звукослоговой анализ логопедических
слова ГУСИ.
занятий в старшей
группе»
Стр. 78-80
2
Закрепление звуков «С»-«Сь».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Скворечник».
Игра «Что лишнее», «Семейка слов».
Чистоговорка.
1
Звук «Ц».
Работа над чёткостью дикции.
Воспитание ясной шёпотной речи.
Артикуляционная гимнастика «Дятел», «Болтушка».
Пальчиковая гимнастика «Космический отряд».
Игра «Какие бывают иголки?», «Весёлый счёт».
Чистоговорка.
Познакомить со звуком Ц,
провести звукослоговой
анализ слова ПТИЦА.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 86-87
2
Закрепление звука «Ц».
Артикуляционная гимнастика «Дятел», «Болтушка».
Пальчиковая гимнастика «О космосе».
Игра «Весёлая рифма», «Почему и потому».
Чистоговорка.
Закрепить навык правильного
произношения звука Ц.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в
подготовительной к
школе группе»
Стр. 139-140
1
Звуки «С»-«Ц» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).
Научить различать звуки С-Ц.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
40
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.
Май
1 неделя
Май
2 неделя
группе»
Стр. 87-88
2
Закрепление звуков «С»-«Ц».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Игра «Весёлый счёт», «Чей хвост?»
Выучить загадку.
Чистоговорка.
Формировать навык
О. Н. Лиманская
дифференциации звуков С и Ц.
«Конспекты
логопедических
занятий в
подготовительной к
школе группе»
Стр. 141-142
1
Звук «Ш».
Артикуляционная гимнастика «Ступеньки».
Пальчиковая гимнастика «Весна пришла».
Игра «Прислушайся», «Подскажи словечко».
Чистоговорка.
Познакомить со звуком Ш,
научить определять наличие
или отсутствие звука Ш в
словах.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 90-91
2
Закрепление звука «Ш».
Самомассаж пальцев рук (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Игра «Повторить наизусть стишок про звук «Ш».
Чистоговорка.
Закрепить навык правильного
произношения звука Ш.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 91-93
1
Звук «Ж».
Работа над чёткостью дикции.
Артикуляционная гимнастика «Катушка», «Мостик».
Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».
Игра «Чего не стало?», «Кто кем был?»
Чистоговорка.
Познакомить со звуком Ж,
научить определять наличие
или отсутствие звука Ж в
словах.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 97-98
41
2
Май
3 неделя
Май
4 неделя
Закрепление звука «Ж».
Артикуляционная гимнастика «Катушка», «Мостик».
Пальчиковая гимнастика «Солдатики».
Игра «Поймай мяч», «Звук спрятался». Чистоговорка.
Закрепить навык правильного
произношения звука Ж.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 100-101
1
Звуки «Ш»-«Ж» (дифференциация).
Речевая разминка «Дорожка».
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Болтушка».
Су-Джок терапия.
Игры с мячом.
Чистоговорка.
Научить различать звуки Ш и
Ж.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 103-104
2
Закрепление звуков «Ш»-«Ж» (дифференциация).
Речевая разминка «Змейка-Жук».
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Болтушка».
Пальчиковая гимнастика с крупой.
Игры с мячом.
Чистоговорка.
Формировать навык
дифференциации звуков Ш и
Ж.
Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
«Конспекты
логопедических
занятий в детском
саду для детей 6-7 лет
с ОНР»
Стр. 187-189
1
Звук «Ч».
Работа над чёткостью дикции.
Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Игра «В гостях у звука Ч», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.
Научить выделять звук Ч,
научить образовывать
относительные
прилагательные, научить
различать и называть
правильно звук Ч.
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 106-108
2
Звук «Щ».
Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Пароход гудит».
Познакомить со звуком Щ,
научить определять наличие
О. Н. Лиманская
«Конспекты
42
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Игра «Поймай мяч», «Поймай звук».
Чистоговорка.
или отсутствие звука Щ в
словах, закрепить навык
правильного произношения
звука Щ.
43
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 111-114
7. Методическая и специальная литература
• Поваляева М. А. «Настольная книга логопеда».
• Аманатова М. М. «Справочник школьного логопеда».
• Гайдина Л. И., Обухова Л. А. «Логопедические упражнения».
• Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 6-7лет».
• Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер».
• Сержантова Т. Б. «Оригами для всей семьи».
• Е. Косинова «Уроки логопеда».
• Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения свистящих звуков».
• Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения шипящих звуков».
• Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения сонорных звуков».
• Агеева И. Д. «500 стишков для зарядки язычков».
• Серия «Ваш умный малыш». Развиваем память. Методическое пособие для занятий
с детьми 3-5 лет.
• Серия «Ваш умный малыш». Учимся читать. Методическое пособие для занятий с
детьми 3-5 лет.
• Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда».
• Невская В.П. «Речевые игры и упражнения».
• Елена Бортникова «Чудо-обучайка» (составляем рассказ по серии картинок).
• Валентина Буйко «Чудо-обучайка» (звуковые зарядки, чистоговорки, дикция).
• Валентина Буйко «Чудо-обучайка» (речевая моторика, речевое дыхание, дикция).
• Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки С-Cь.
• Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки З-Зь-Ц.
• Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Ш-Ж.
• Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Ч-Щ.
• Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Р-Рь.
• Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Л-Ль.
• Серия тетрадей «Говорим правильно» Читаем предложения.
• Серия тетрадей «Говорим правильно» Играем в слова.
• Серия тетрадей «Говорим правильно» Слова и звуки.
• Серия тетрадей «Говорим правильно» Делим слова на слоги.
• Серия тетрадей «Говорим правильно» Подбери нужный предлог.
• Серия тетрадей «Говорим правильно» Развиваем связную речь.
• Журналы «Логопед».
• Гуськова А. А. «Речевое развитие детей средствами загадки».
• Кучмезова Н. В., Лигостаева И. А. «По ступенькам к звуку».
• Созонова Н., Куцина Е. «Рабочая тетрадь: развиваем технику чтения».
• Юсупова Г. Х., Кузьмина Ф. М., Абуталипова Э. Н., Идельбакова Р. Р. «Коррекция
эмоционально-личностного развития детей с речевыми нарушениями».
• Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе».
• Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе
• группе».
• Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Конспекты логопедических занятий в детском
саду для детей 5-6 лет с ОНР».
• Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Конспекты логопедических занятий в детском
саду для детей 6-7 лет с ОНР».
• Коновалова Н. Г. «Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста».
• Коновалова Н. Г., Корниенко Л. В. «Дыхательная гимнастика для детей
дошкольного и младшего школьного возраста».
• Деева Н. А. «Игровые здоровьесберегающие технологии».
• Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика».
• Кондратенко И. Ю. «Произносим звуки правильно».
• Баскакина И. В., Лынская М. И. «Свистелочка».
• Баскакина И. В., Лынская М. И. «Звенелочка».
• Баскакина И. В., Лынская М. И. «Цоколочка».
• Баскакина И. В., Лынская М. И. «Жужжалочка и Шипелочка».
• Баскакина И. В., Лынская М. И. «Чаепитие на даче у Ч».
• Баскакина И. В., Лынская М. И. «Приключения Л».
• Баскакина И. В., Лынская М. И. «День рождения Р».
• Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. «Логопедический массаж: игры и упражнения».
• Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. «В мире слов, букв и звуков».
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З,
Зь, Ц у детей».
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч,
Щ у детей».
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у
детей».
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у
детей».
• Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи и детей 5-6 лет. -М.:Гномпресс, 1999.
• Жукова О. Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.
• Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
• Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с
ОНР.- С-П.: Детство-пресс, 2005.
• Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.
• Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум,
2007.
• Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
• Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.:
Творческий центр «Сфера», 2010.