Карты развития

Е. Ю. Мишняева Карты развития детей от 3 до 7 лет.
Индивидуальные карты развития детей от 3 до 7 лет (разработаны ФИРО, авторы
проекта В.К. Загвоздкин, И.Е. Федосова, автор-составитель Е. Ю. Мишняева) Карта
представляет собой комплект бланков для фиксирования результатов наблюдений с
перечнем признаков развития детей и выделенными возрастными периодами их первого
проявления. Перечень структурирован по пяти образовательным областям развития.
Области и направления развития обозначены символами. Признакам развития по каждому
из направлений присвоены соответствующие коды, которые могут быть использованы в
дальнейшем при написании кратких выводов и рекомендаций. Возрастные диапазоны
проявления признаков развития выделены в карте заливкой соответствующих ячеек.
Правила работы с картами развития
1. Используйте карту развития регулярно.
2. Признак развития фиксируется отметкой в ячейке, соответствующей возрасту
ребенка, только если он сформирован и часто проявляется (период устойчивого начала).
3. Не забывайте записывать краткие выводы и ваши рекомендации о том, на что
нужно обратить особое внимание в развитии ребенка.
4. Используйте карты развития для обсуждения с коллегами при планировании
образовательного процесса, а также в беседах с родителями.
5. Не показывайте карты посторонним лицам и не передавайте в другую
организацию это неправомерно с точки зрения защиты персональных данных.

Методические указания
Карты развития - универсальный компактный инструмент, который позволяет
проследить развитие ребенка в условиях реализации требований ФГОС ДО и с учетом
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (fgosreestr.ru).
Вариативность форм и методов реализации содержания дошкольного образования,
направленная на индивидуальный подход к оцениванию уровня развития каждого ребенка,
не предполагает фиксирования жестких норм развития в соответствии с возрастом. При
этом необходимость системного наблюдения, позволяющего зафиксировать наиболее
характерные особенности развития ребенка в каждом возрастном интервале, существенно
возрастает. Наблюдение становится важнейшей задачей педагога и приобретает новое
качество, смещаясь от контрольно-оценочной функции к функции сбора информации о
ребенке и проектирования образовательного процесса в соответствии с его
индивидуальными особенностями. В основу критериев для интерпретации такого
наблюдения ложатся целевые ориентиры в развитии ребенка, которые находят свое
отражение в определенных показателях развития (компетентностях).
Документирование результатов наблюдений всегда являлось весьма трудоёмкой
задачей. Карты развития призваны в максимальной степени снизить объем трудозатрат
педагога по ведению документации благодаря возможности оперативно зафиксировать этот
период, когда ребенок явно начал проявлять те или иные способности (период
«устойчивого начала»).
Каждая индивидуальная карта развития завершается страничками для выводов и
рекомендаций.
В картах развития определены и структурированы конкретные виды поведения и
навыки детей в той последовательности, в которой они, как правило, формируются.
Карты развития не претендуют на представление всех показателей, которые могут

быть выявлены в результате как регулярного наблюдения, так и специальной диагностики.
При этом в них зафиксированы показатели - «шаги развития», которые в комплексе могут
дать простое, но достаточно емкое представление об «образе» ребенка и динамике его
развития в направлении достижения целевых ориентиров по каждой из образовательных
областей, определенных ФГОС ДО: социально - коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно -эстетическому, физическому развитию.
В целях удобства использования карт области развития подразделяются на
направления; области и направления развития обозначены символами. Показателям по
каждому из направлений развития присвоены соответствующие коды, которые могут быть
использованы при написании кратких выводов по истечении каждого возрастного периода.
Проявление тех или иных показателей развития у каждого ребенка может
происходить в разное время, однако знание психолого-возрастных особенностей детей
позволяет устанавливать ориентировочные возрастные интервалы этого проявления. В
картах развития достаточно широкий диапазон возрастных интервалов, что представляет
возможность педагогу при регулярном наблюдении выявить период «устойчивого начала»
проявления тех или иных показателей развития.
•
Используйте карту развития регулярно. Во время наблюдения за детьми
для вас не составит труда поставить отметку в графе, соответствующей возрасту ребенка, в
котором он начал демонстрировать те или иные навыки. Фиксируйте в карте только период
«устойчивого начала» проявления конкретного показателя развития.
•
Не забывайте записывать краткие выводы по истечении каждого
возрастного периода и ваши рекомендации о том, на что нужно обратить особое внимание:
вам - при корректировке индивидуальной траектории развития ребенка, родителям, а также
- при необходимости - психологу или логопеду.
•
Используйте карты развития для обсуждения с коллегами при
проектировании или корректировке индивидуальных траекторий развития детей.
•
Обязательно используйте индивидуальную карту развития ребенка в
беседе с его родителями. Им будет небезынтересно узнать о способностях своего ребенка
и, возможно, принять более активное участие в его развитии. В беседе особо подчеркивайте
достижения ребенка.
•
По истечении периода пребывания ребенка в группе отдайте родителям его
индивидуальную карту развития. Не передавайте индивидуальные карты развития в другую
организацию - это неправомерно с точки зрения защиты персональных данных.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА
пол
девочка
Шаги развития

мальчик

ДАТА РОЖДЕНИЯ
Возраст
годы
месяцы

С
С1

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Эмоционально-личностная сфера
С1.1 Говорит о себе в первом лице – «я»
С1.2. Рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол, цвет глаз
и т.п.
С1.3. Четко формулирует свои желания, интересы
С1.4. Сопереживает героям сказок, рассказов, мультфильмов
С1.5. Проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить, если кто-то
огорчен)
С1.6. Определяет и выражает словами чувства другого ребенка («Аня
боится»)
С1.7. Проявляет чувства стыда
С1.8. Проявляет чувство гордости (сделал что-то лучше всех)
С1.9. Осознает и может назвать причины своих чувств («Я радуюсь,
потому что…»)
С1.10. Понимает причины основных эмоций
С1.11. Проявляет чувство вины, если кого-то обидел, и может
попросить прощения
С1.12. Способен давать оценку плохому или хорошему поступку
другого ребенка
С1.13. Контролирует свои эмоции (гнев, радость)
С1.14. Стремиться действовать самостоятельно без помощи взрослого
С1.15. Стремится подражать действиям взрослого
С1.16. Выполняет просьбу\задание взрослого без контроля с его
стороны
С1.17. Выполняет определённые действия без напоминания
взрослого(моет руки перед едой)
С1.18.Проявлет настойчивость в достижении результата своих
действий
С1.19. Способен возобновлять прерванные действия
С1.20. Способен сохранять внимание во время занятий
С1.21. Проявляет мотивацию к успеху
С1.22. Переживает неудачу, проигрыш, поражение
С1.23. Может формулировать цель своих действий и фиксировать
результат
С1.24. Проявляет способность к принятию собственных решений
С1.25. Проявляет способность к внутреннему контролю за своим
поведением
С1.26. Самостоятельно выбирает для себя род занятий
С1.27. Проявляет старательность при выполнении работы
С1.28.Проявляет способность к самооценки
С1.29.Проявляет стремление быть примером для других

С2

Сфера коммуникации
С2.1. Проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками
С2.2. наблюдает за действиями сверстников и подражает им
С2.3. Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего нравится
общаться, играть
С2.4. Делиться с другими детьми игрушками, угощеньем
С2.5. Активно включается в игру с другими детьми
С2.6. Инициирует взаимодействие со сверстниками («Давай играть,
в…!», «Давай делать!»)
С2.7. Соблюдает правила игры/очередь
С2.8. Берет на себя определенную роль в иргу, может соблюдать
ролевое соподчинение
С2.9. Проявляет готовность оказать помощь
С2.10. Проявляет общительность, легко вступает в разговор с
незнакомыми людьми
С2.11. Проявляет способность взаимодействовать со взрослыми в
совместной деятельности
С2.12. Проявляет способность встраиваться в совместную деятельность
с другими детьми, работать в группе

3
3
6

От 3 до 4 лет

От 4 до 5 лет

От 5 до 6 лет

От 6 до 7 лет

3

4

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

7

6

0

3

6

9

2

5

8

1

4

7

0

3

6

9

3

4

4

4

5

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

1

4

7

0

3

6

9

2

5

8

1

4

7

0

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

6

7

7

7

8

9

2

5

8

1

4

7

0

3

6

9

2

5

5

1

82

83

84

С2.13. Подчиняется правилам и нормам социального поведения
С2.14. Проявляет инициативу и самостоятельность в процессе
деятельности

С2.15. Поддерживает устойчивые дружеские связи с другими детьми

С2.16. Проявляет способность критиковать/хвалить сверстников
С2.17. Проявляет способность радоваться успехами других
С2.18. Проявляет способность находить компромисс и
разрешать конфликты, соблюдая правила этики
С3

Сфера жизненной практики
С3.1. Самостоятельно пользуется горшком
С3.2. Контролирует мочевой пузырь
С3.3. Контролирует кишечник
С3.4. Знает и называет части тела
С3.5. Различает правую и левую руку
С3.6. Ест и пьет самостоятельно
С3.7. Правильно пользуется ложкой
С3.8. Обслуживает себя за столом (кладет сахар в чай, сыр на хлеб)
С3.9. Правильно пользуется вилкой и ложкой
С3.10. Самостоятельно моет руки, умывается, чистит зубы, пользуется
полотенцем
С3.11. Пользуется расческой и носовым платком
С3.12. Расстегивает и застегивает пуговицы/молнию/липучки
С3.13. Раздевается и одевается самостоятельно
С3.14. Аккуратно складывает и убирает свою одежду
С3.15. Самостоятельно завязывает шнурки
С3.16. Самостоятельно моет чашку, блюдце, тарелку, ложки
С3.17. Может вытирать пыль, подметать пол
С3.18. Убирает за собой игрушки, поддерживает порядок в помещении
группы
С3.19. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место
С3.20. Самостоятельно ухаживает за растениями и животными уголка
природы
С3.21. Ориентируется в помещении и на территории детского сада
С3.22. Знает основные правила безопасного поведения и соблюдает их
С3.23. Знает функцию светофора и понимает значение его сигналов
С3.24. Знает некоторые дорожные знаки («Пешеходный переход»,
«Осторожно, дети!»)
С3.25. Знает основные правила дорожного движения для пешеходов и
велосипедистов

П

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
П1. Подбирает из ряда картинок с изображением предметов две
одинаковые/похожие
П2. Находить различия между изображениями на картинках
П3. Запоминает и рассказывает, что изображено на картинки
П4. Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам,
рассуждает
П5. Проявляет интерес к новым предметам, пытается установить их
назначение и принцип действия
П6. Различает понятия «много» - «мало», «один» - «много»
П7. Проводит сравнения «больше», «меньше», «одинаково»
П8. Проводит сравнения (длиннее – короче, толще – тоньше, шире –
уже, быстрее – медленнее)
П9. Различает все основные цвета, сортирует предметы по цвету
П10. Различает тактильные свойства предметов (мягкий, холодный,
сухой, колючий)
П11. Распознает геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и
формы (куб, шар)
П12. Экспериментирует с предметами (бьется – не бьется, тонет – не
тонет)
П13. Различает материалы, из которых изготовлены предметы
(деревянный, бумажный, металлический, стеклянный)
П14. Сортирует предметы по категориям (фрукты, посуда, и т.п.)
П15. Классифицирует предметы одновременно по нескольким
признакам
П16. Способен выделить «лишний» предмет из множества
П17. Сравнивает вес предметов (легче – тяжелее)
П18. Определяет и называет признаки, назначение и количество (в
пределах 5 предметов)
П19. Определяет пространственное положение предметов (сверху-

снизу, впереди-сзади, справа-слева)
П20. Распознает геометрические фигуры (ромб, овал)
П21. Знает свойства геометрических фигур (количество углов,
равенство сторон)
П22.Пользуется измерительными инструментами (весами, линейкой,
термометром, секундомером)
П23. Знает понятие «половина»/ «половинка»
П24. Способен выделить два или три предмета из множества (взять два
или три орешка)
П25. Устанавливает количественные связи (может раздать каждому в
группе по две конфеты)
П26. Считает до 5
П27. Знает количественный состав числа 5 (1,1,1,1,1)
П28. Понимает значение целого и его частей
П29. Знает порядковый счет в пределах 10
П30. Может соотносить количество предметов и числа в пределах 10
П31. Составляет предметные множества в пределах 10 (2 фишки и 3
фишки – вместе будет 5 фишек)
П32. Раскладывает предметные множества в пределах 10 (7 фишек
можно разделить на 4 и 3 фишки)
П33. Знает изображение цифр
П34. Применяет счет в повседневной жизни, игре
П35. Обнаруживает постоянство или изменение количества (было –
стало)
П36. Решает простые задачи на сложение и вычитание
П37. Понимает запись простых математических последовательностей
(от меньшего числа к большему или наоборот)
П38. Понимает смысл числа как символа для выражения количества,
длины, веса и т.п.
П39. Может считать группы предметов (1 пара, 2 пары)
П40. Знает порядковый счет в пределах 20
П41. Знает названия времен года и главные различия между ними
П42. Понимает ход времени в распорядке дня (утро-день-вечер-ночь)
П43. Знает и применяет понятия, структурирующие время (вчерасегодня-завтра)
П44. Знает последовательность времен года и сезонные изменения
(набухли почки, отцвели цветы, начался листопад)
П45. Может описать особенности природы и жизни людей в разные
времена года
П46. Знает чередование месяцев в году
П47. Знает дни недели и их последовательность
П48. Пользуется календарем
П49. Пользуется часами
П50. Использует понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше»,
«позже», «одновременно»
П51. Узнает и называет некоторые цветы (3-5) и деревья (3-5)
П52. Узнает и называет некоторых животных (5-7)
П53. Различает отдельные явления природы (снег, град, дождь, ветер,
туман)
П54. Различает диких и домашних животных
П55. Узнает и называет некоторых насекомых и птиц
П56. Правильно называет детенышей некоторых животных
П57. Знает особенности некоторых природных материалов: вода
(прозрачная, льется), камень (твердый, тяжелый), песка(желтый,
рассыпается)
П58. Знает, различает овощи, фрукты, ягоды
П59. Знает опасные явления природы (гроза, ураган, шторм,
наводнение)
П60. Классифицирует растения (деревья, цветы) и животных (рыбы,
птицы, звери, домашние животные)
П61.Рзаличает агрегатные состояния вещества (жидкость, твердое тело,
газ/пар)
П62.Знает о существовании круговорота воды в природе, может его
описать
П63. Знает основные элементы погоды, может ее описать
П64. Знает некоторые физические явления (магнетизм, сила тяжести)
П65.Знает основные названия животных и растений России
П66. Знает и различает по виду основные грибы (белый гриб, лисичка,
мухомор)
П67. Знает понятие пищевых цепочек и может классифицировать
некоторых животных (травоядные, хищники)
П68. Знает основные природные закономерности на Земле (жаркий и
холодный пояса)
П69. Знает о существовании и особенностях людей разных рас
П70. Проявляет интерес к техническим игрушкам (различным
машинам, роботам), умеет ими пользоваться
П71. Может пользоваться простыми инструментами (молотком,

отверткой, ножницами)
П72. Знает названия основных средств транспорта
П73. Знает назначение некоторых технических средств (связи,
бытовой, строительной, сельскохозяйственной техники)
П74. Пользуется стационарным/мобильным телефоном
П75. Пользуется компьютером
П76. Знает название своего города/поселка/села
П77. Знает название улицы, на которой живет
П78. Знает название столицы России
П79. Знает имена, отчества и фамилии членов своей семьи
П80. Знает и называет некоторые профессии, в т.ч. профессии своих
родителей
П81. Знает основные праздники, которые отмечаются в России
П82. Знает главные достопримечательности своего горда/села
П83. Знает флаг, герб, гимн России
П84. Знает названия крупных городов России (не менее 3)
П85. Знает название крупных природных объектов России (рек, озер,
гор, морей)
П86.Знает некоторые национальные обычаи и традиции своего народа

Р

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Р1. Заменяет/сопровождает некоторые свои действия словами
Р2. Говорит о том, что видит на картинке
Р3. Говорит целыми предложениями из 3-5 слов
Р4. Самостоятельно строит рассказ о каком-либо событии
Р5. Способен логично продолжить начатый рассказ
Р6. Задает вопросы (в т.ч. основной вопрос – «Почему?»)
Р7. Понимает заданные вопросы и отвечает на них
Р8. Строит сложные предложения
Р9. Правильно употребляет имена прилагательные и местоимения
Р10. Правильно употребляет множественное число
Р11. Пытается объяснить наблюдаемые явления и события
Р12. Использует в речи вежливые обращения, различные интонации,
мимику соответственно содержанию
Р13. Правильно использует слова-обобщения (фрукты, овощи,
деревья, птицы, посуда, мебель)
Р14. Описывает положения предметов по отношению к себе («передо
мной на тумбочке»)
Р15. Правильно согласовывает слова предложениях, используя
предлоги
Р16. Свободно использует все части речи
Р17. Свободно использует сложные предложения в разных видов
Р18. Заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты
Р19. Понимает разные значения многозначных слов
Р20. Составляет описание предметов по образцу
Р21. Составляет подробный структурированный рассказ по
картине/серии картинок
Р22. Рассказывает истории или случаи из жизни в правильной
последовательности событий
Р23. Может вести диалог (слушает, реагирует на высказывания,
отвечает, задает вопросы)
Р24. Говорит понятно (не только для близких, но и для посторонних
людей)
Р25. Отчетливо произносит слова, разделяет их в речи
Р26. Узнает первый звук в слове
Р27. Различает звуки в словах
Р28. Делит слова на слоги
Р29. Подбирает рифмы к словам
Р30. Способен следить за сюжетом длинного рассказа, сказки,
истории
Р31. Устанавливает связь между текстом и иллюстрациями в книге
Р32. Устанавливает связь между историями и собственным опытом
(«Я тоже видел…», «И у нас было…»)
Р33. Пересказывает сказки, истории, рассказы
Р34. Заучивает стихи и читает их перед зрителями (другими детьми и
взрослыми)
Р35. Знает название некоторых детских литературных
произведении/любимых сказок и рассказов

Р36. Пытается читать
Р37. Может узнать по прочитанному взрослым отрывку произведение
детской литературы
Р38. Знает имена известных детских писателей и поэтов
Р39. Проявляет интерес к буквам, знает и различает начертания
некоторых букв
Р40. Пытается писать буквы

Х
Х1

Х2

Р41. Пытается писать слова
Р42. Подбирает по буквам соответствующие слова
Р43. Знает написание отдельных слов (своего имени, названий
некоторых предметов)
Р44. Может писать слова и короткие предложения
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Музыка и танец
Х1.1. Играет на доступных музыкальных инструментах (бубен,
дудочка, ксилофон
Х1.2.Демонстрирует элементарные вокально-хоровые навыки (поет
вместе с другими детьми)
Х1.3. Знает названия некоторых музыкальных инструментов
Х1.4.Знает основные свойства звуков (высокие-низкие, громкиетихие)
Х1.5.Различает особенности звуков в музыкальном произведении
(высоту звучания, динамику)
Х1.6. Проявляет способность внимательно слушать музыкальные
произведения
Х1.7.Узнает знакомые мелодии при повторном их прослушивании
Х1.8. Способен повторить знакомую мелодию
Х1.9. Проявляет способность к сольному исполнению песен
Х1.10. Различает звучания некоторых музыкальных инструментов
Х1.11. Различает виды музыкального искусства (народные песни,
опера, эстрадные песни)
Х1.12. Знает имена некоторых известных композиторов
Х1.13. Выполняет заданные движения под музыку (притоптывает,
делает повороты туловища в такт)
Х1.14. Произвольно двигается под музыку (фантазийный танец)
Х1.15. Двигается под музыку, последовательно повторяя
определенные движения
Х1.16. Выполняет элементы танцев (народных и современных)
Х1.17. Выполняет танцевальные движения с различными атрибутами
(лентами, цветами, шарами)
Х1.18. Выполняет несложные перестроения по схеме танца под
руководством взрослого
Изобразительное искусство, конструирование и моделирование
Х2.1 Рисует простые изобразительные формы карандашами,
фломастерами, мелками
Х2.2 Подбирает подходящие цвета по образцу
Х2.3 Раскрашивает простые изобразительные формы
Х2.4 Отображает в рисунке заданную тему (предметы, персонажи,
сюжеты)
Х2.5 Проявляет способность рисовать по собственному замыслу
Х2.6 Рисует красками
Х2.7 Раскрашивает сложные изобразительные формы (не выходит за
контур)
Х2.8 Самостоятельно подбирает цвета, соответствующие
изображениям
Х2.9 Рисует сложные, насыщенные деталями изображения, отчетливо
передавая формы предметов
Х2.10 Рисует человека реалистично
Х2.11 Рисует с натуры
Х2.12 Лепит из пластилина/глины простые заданные формы
Х2.13 Лепит из пластилина/глины различные предметы, состоящие из
нескольких частей
Х2.14 Лепит из пластилина/глины фигурки животных, людей
Х2.15 Лепит из пластилина/глины фигурки и предметы, объединяет в
композиции
Х2.16 Делает простые аппликации из 3-5 готовых форм по образцу
Х2.17Самостоятельно вырезает из бумаги фигуры для аппликации по
контуру
Х2.18 Самостоятельно делает аппликации из нескольких фигур
Х2.19 Делает сложные аппликации в виде узоров
Х2.20 Делает аппликации по заданному или задуманному сюжету,
самостоятельно подбирая цвета и формы
Х2.21 Складывает/дополняет простую мозаику по образцу
Х2.22 Собирает простые пазлы из 6-8 частей
Х2.23 Самостоятельно складывает простую мозаику, подбирая цвета и
формы
Х2.24 Складывает сложную мозаику по образцу
Х2.25 Складывает пазлы различной сложности
Х2.26 Складывает сложную мозаику по задуманному рисунку
Х2.27 Строит из кубиков заданные объекты
Х2.28 Строит различные формы и объекты из песка (пирамиду, горку,
забор, башню)
Х2.29 Собирает детали простого конструктора в предметы (домик,

Ф
Ф1

Ф2

елочка, самолет)
Х2.30 Собирает из конструктора объекты различной сложности по
образцу
Х2.31 Собирает из конструктора различные объекты с
использованием схемы для конструирования
Х2.32 Самостоятельно строит композиции из песка (крепость, город)
Х2.33 Конструирует объекты из различных материалов с элементами
изобретательства
Х2.34 Знает материалы и инструменты для изобразительного
творчества и их особенности
Х2.35 Знает и различает основные жанры изобразительного искусства
Х2.36 Знает имена некоторых известных художников, скульпторов
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Крупная моторика
Ф1.1 Координирует движения рук и ног (хлопает в ладоши и
притоптывает, марширует)
Ф1.2 Удерживает равновесие, стоя на одно ноге не менее 15 секунд
Ф1.3 Может пройти строго по линии, не нарушая ее
Ф1.4 Может пройти по гимнастической скамейке, сохраняя
равновесие
Ф1.5 Может пройти по прямой линии спиной вперед не менее 4-6
шагов
Ф1.6 Может уверенно стоять на одной ноге
Ф1.7 Полностью контролирует свои движения
Ф1.8 Точно выполняет заданные упражнения во время зарядки
Ф1.9 Бегает, свободно сохраняя равновесие
Ф1.10 Лазает по спортивной лестнице вверх и вниз
Ф1.11 Прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с продвижением вперед
Ф1.12 Пролезает в гимнастический обруч
Ф1.13 Перепрыгивает через препятствия высотой более 10 см
Ф1.14 Прыгает через скакалку
Ф1.15 Прыгает на одной ноге не менее 10 прыжков
Ф1.16 Прыгает в длину (до 1 метра)
Ф1.17 Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед
Ф1.18 Бросает и ловит мяч двумя руками
Ф1.19 Бросает мяч одной рукой
Ф1.20 Отбивает мяч о землю
Ф1.21 Ловит маленький мяч
Ф1.22 Катается на трехколесном велосипеде
Ф1.23 Самостоятельно катается на санках с горки
Ф1.24 Катается на лыжах
Ф1.25 Катается на коньках/роликах
Ф1.26 Катается на двухколесном велосипеде/самокате
Ф1.27 Может плавать без поддержки
Ф1.28 Знает элементы спортивных игр и участвует в них
Мелкая моторика
Ф2.1 Вдевает веревку в кольцо
Ф2.2 Разбирает пирамидку и собирает ее с учетом величины колец
Ф2.3 Называет крупные бусины или пуговицы на нитку (шнурок)
Ф2.4Использует щипковый захват для действий с мелкими предметами
Ф2.5 Складывает мелкие предметы (камешки, пуговицы) в определенном
порядке
Ф2.6 Открывает и закрывает задвижки, замки, пользуется ключом
Ф2.7 Закручивает и откручивает мелкие предметы (детали игрушек,
конструктора)
Ф2.8 Самостоятельно вдевает шнурки в ботинки/кроссовки
Ф2.9 Нанизывает мелкие бусинки на ниточку
Ф2.10 Рисует прямую линию и круг по образцу
Ф2.11 Проводит прямую линию строго между двумя ограничительными
линиями
Ф2.12 Складывает бумагу по заданным линиям
Ф2.13 Режем бумагу ножницами строго вдоль заданной линии
Ф2.14 Может аккуратно обрывать бумагу вдоль заданной линии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Информация о консультативном пункте




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».