Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада является оснащение его специальным оборудованием и условиями.
В МБДОУ с. Сергеевка для детей с ОВЗ созданы следующие условия: обеспечен равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 "Закона об Образовании РФ").
В детском саду имеется следующая материально-техническая база для работы с детьми с ОВЗ: развивающие игры по мелкой моторике, сухой бассейн, физкультурные детские тренажеры, массажные мячи, дидактические пособия, развивающие игры Воскобовича.
В МБДОУ с. Сергеевка отсутствуют отдельные группы для детей с ОВЗ - все группы общеразвивающего вида. Для детей с НОДА, слабослышащих и глухих, слабовидящих и слепых - отсутствует специальное оборудование, за исключением оборудованного пандуса при въезде в детский сад. Детей с ОВЗ в МБДОУ с. Сергеевка нет. При наличии данной категории детей обучение проводится на базе консультативного пункта или кратковременного пребывания детей в группах в присутствии родителя (законного представителя).
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ с. Сергеевка функционируют: кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, музыкальный зал (в совмещении со спортивным залом).
Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста и проведения индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Кабинет оснащен необходимыми материалами и оборудованием:зеркало настенное с лампой дополнительного освещения,зеркала для индивидуальной работы,шкафы для хранения пособий, логопедическиестолы для детей,стулья детские,стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией, компьютер, принтер для разработки и оформления документации; учебно-методическими пособиями:
а) для коррекционной логопедической работы:по звукопроизношению(речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);по фонетическому восприятию(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);по лексическому запасу(дидактические игры, наборы картинок);по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам;
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр .
в) картотеки:(артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие моторики(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте(настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал в детском саду предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен следующим оборудованием: синтезатором, музыкальным центром, детскими стульями, ширмой многофункциональной; учебно-методическими материалами:оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Образовательное пространство кабинета оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, творческую активность дошкольников, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия с детьми с ОВЗ (опытно-экспериментальная деятельность, проектная деятельность) предполагается проводить в помещении (групповые комнаты, центры детской активности), на свежем воздухе.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельной библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ с детском саду не имеется.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На территории детского сада имеется спортивная площадка, спортивные тренажеры, дорожки здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация образовательного процесса детей с ОВЗ предполагает соблюдение следующих направлений:
-регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ специалистами ДОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по ФК) и воспитателями;
-наличие АОП (образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию).
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут получать образование в группах общеразвивающего вида в соответствии с адаптированной образовательной программой.
В МБДОУ с. Сергеевка функционирует психолого-медико-педагогический консилиум и консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи.
Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Цель ПМПк- обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Консультативный пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам: социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, возрастные, психофизиологические особенности детей; готовность обучения к школе; профилактика разных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста; помощь в воспитании и развитии детей с ОВЗ; организация игровой деятельности; консультирование по вопросам закаливания детей; социальная защита детей из различных категорий семей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Детский саддоступен условно избирательно для инвалидов с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и умственного развития.
Доступен условно избирательно для инвалидов с нарушениями зрения и передвигающихся на креслах-колясках.
Оборудованной парковки вблизи детского саданет.
Детский сад состоит из двух зданий. Каждая группа имеет свой вход. При входе в группу имеется деревянный пандус и наружная лестница:ширина ступеньки - 32 см, высота – 13 см. Краевые ступени лестниц выделены желтым цветом. Входные двери имеют ширину 0,86 м.Тамбуры входные: глубина 1,6*2,0 м.
Пути движения внутри здания:схема движения по зданию отсутствует.
Специальные условия питания
Питание– один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка – инвалида и детей с ОВЗ. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питанияв нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:
-Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
-Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
-Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
-Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
-Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
-Соблюдение гигиенического требования к питанию (безопасность питания).
Для контроля за организацией питания детей в учреждении создана бракеражная комиссия.Ежедневно снимают пробу готовых блюд на пищеблоке, оставляя запись в журнале«Бракеража готовой продукции».
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их качество и безопасность; хранятсяна складес соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.
Специальные условия охраны здоровья
Одной из главных задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей.В ДОУ имеется оборудованный и оснащённый медицинский кабинет. В начале и конце учебного года медицинский работник КГБУЗ "Князе-Волконская районная больница" и воспитатели проводят обследование физического развития детей. Постоянно контролируется выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится лечебно-профилактическая работа с детьми, антропометрические измерения детей и др.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности МБДОУ с. Сергеевка является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
Информационная база оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в интернет;
- разработан и действует официальный сайт МБДОУ.
В свободном доступе для детей всех категорий в ДОУ компьютеров не имеется. Для педагогов и административного управления — 6 компьютеров, 5 из которыхимеют выход в Интернет, и 1 проектор.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно - образовательных задач.
Повышение эффективности образовательного процесса через информатизацию повышает эффективность воспитательно -образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса; нормативно – правовые документы, локальные акты, регламентирующие работу детского сада.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе:
1.Разработка мультимедийных презентаций.
2.Использование сети Интернет.
3.Использование компьютерных игр в образовательной деятельности.
4.Изготовление печатной продукции: тематических выпусков стенных газет, буклетов, журнала для родителей.
Эти ссылки на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:
- ссылка на сайт:www.yaroditel.ru, для возможности родителям и педагогам самостоятельно получать консультативную помощь специалистов;
- официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации -http://www.mon.gov.ru;
- федеральный портал "Российское образование" –
- информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" -http://window.edu.ru;
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru;
- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
С целью использования информационно-коммуникативных технологий и более эффективного наглядного сопровождения образовательной деятельности, в ДОУ используются следующие технические средства (ТСО):
·ноутбуки - 3;
·музыкальный центр 1 шт.с микрофонами;
·LCD телевизоры - 4;
·мультимедийный проектор – 1 стационарный;
· рабочая доска - 4;
·принтер - 5;
·фотокамера- 1;
·ламинатор - 1.
Созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми всех категорий, в том числе и с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.